Найти тему

Пётр Мамонов. История одной фотографии 1989 года.

Пётр Мамонов. Москва, ДК им. Горбунова 28.10.1989
Пётр Мамонов. Москва, ДК им. Горбунова 28.10.1989

Фотографию Петра Мамонова, о которой пойдёт речь, я сделал 28 октября 1989 года на фестивале “Not For Sale” Московской Рок-Лаборатории в ДК имени Горбунова (Горбушке).

В то время я был штатным фотографом Рок-Лаборатории и снимал все её мероприятия.

Фотопита в “Горбушке” в то время не было. Публика стояла вплотную к сцене и вела себя очень энергично, поэтому фотографировать от сцены было очень проблематично, если не сказать, что невозможно. Делать съёмку из глубины зала я не любил. На таком большом расстоянии нельзя было получить крупные планы музыкантов. К тому же зрители, стоящие передо мной, то и дело загораживали исполнителей на сцене. Можно было ещё снимать с балконов, но оттуда можно было сделать только общие планы сцены.

Поскольку фотографировать из зала было проблематично, я делал съёмку прямо со сцены. Во время выступлений я находился за кулисами, а когда было нужно, выходил на сцену, выбирал нужную мне точку съёмки, делал несколько кадров и опять уходил за кулисы.

Группы выступали на фестивале по очереди. Между их выступлениями делались небольшие перерывы, чтобы группа, которая должна выступать следующей, могла сделать необходимые настройки.

Перед выступлением группы “Звуки Му”, в которой пел Пётр Мамонов, музыканты делали на сцене свои приготовления. Мне стало интересно, что там происходит и я вышел из-за кулис на сцену, чтобы посмотреть.

И тут ко мне подошёл очень серьёзный молодой человек и очень строгим голосом сказал: “Вы во время концерта на сцену не выходите! Нельзя! Тут Пётр Николаич танцевать будут!”

В те времена публика называла Мамонова Петей, а не Петром и, тем более, не Петром Николаичем. Поэтому я не сразу догадался, о ком идёт речь. Мамонов был заметно старше всех остальных музыкантов Рок-Лаборатории. И всё-таки для публики он был Петей.

Когда началось выступление группы “Звуки Му”, я очень внимательно наблюдал за тем, что происходит на сцене.

Мамонов, выступая, делал ужасные гримасы и это делало его похожим на юродивого. “Я ем на помойке, я пью из луж”, - пел он. Если не знать, что песня называется “Серый Голубь” и речь в ней идёт от лица этого самого голубя, можно было подумать, что ест на помойке и пьёт из луж юродивый, которого изображал Мамонов.

Публика терпеливо наблюдала за тем, как на сцене развиваются события. Музыка “Звуков Му” ритмичная, но не торопливая. А народ хотел драйва и экшена. И вот у кого-то лопнуло терпение и этот кто-то на весь зал истошно завопил: “Петя! Ну чего же ты? Пляши!”. И вслед за этим то тут, то там, стали раздаваться крики: “Пляши, Петя! Пляши!”.

Петя и заплясал! Описать словами движения Мамонова невозможно. Это надо видеть своими глазами. Могу сказать только то, что двигался он строго под музыку, но несмотря на это движения были очень неожиданными, я бы сказал, внезапными и очень стремительными. И они были очень необычными, люди так не двигаются. Спину Мамонов держал очень прямо, а необычность своей хореографии подкреплял ужаснейшими гримасами. В совокупности всё это делало его танец завораживающим.

Публика была очень довольна и лица зрителей заметно повеселели. Мне захотелось сделать фотографию Мамонова на фоне публики. Я тихонько, на корточках стал подкрадываться к нему сзади, чтобы на снимке была видна его фигура на фоне зрителей, которые смотрели на него с обожанием. У меня на фотоаппарате стоял широкоугольный объектив и чтобы Петя получился на снимке покрупнее, мне пришлось приблизиться к нему почти вплотную.

Я посмотрел в видоискатель, выстроил композицию снимка и нажал на кнопку фотоаппарата. Ровно в тот момент, когда я нажимал на кнопку, Мамонов, стоящий ко мне в пол-оборота спиной, неожиданно сделал резкий поворот в мою сторону, высоко подняв ногу! Мне показалось, что ступня Пети просвистела чуть ли не над моей головой. “Так можно и пяткой в глаз получить, - подумал я, - Недаром меня предупреждали, чтобы на сцену не выходил”.

Когда я проявил плёнку, то уже на негативе было видно, что этот кадр Мамонова - лучший из тех, что я сделал на этом концерте! Я выходил на сцену и фотографировал Мамонова ещё несколько раз во время его выступления. Фотографии получились хорошими, но всё-таки тот снимок, о котором я рассказал, был лучшим! Поймать такой кадр невозможно. Тут нужно везение. Но, как известно, везёт тому, кто везёт.

Позднее это фото было напечатано на постере газеты “Сдвиг-Афиша”, которую издавала Московская Рок-Лаборатория.

Текст и фото: Михаил Грушин.

Мои статьи про группы Московской Рок-Лаборатории

Хроника Московской Рок-Лаборатории. Группа «Пого».

Группа «Э.С.Т.». История одной фотосъёмки 1989 года.

Виктор Троегубов в истории о моей первой фотосъёмке для журнала “Сдвиг”.

"ZNAЙ SOSEDA !" - международный рок-фестиваль, проведённый в Москве в 1988 году.

Концерт групп “Тупые” и “Нюанс” 4 июня 1988 года.

Группа “Оптимальный Вариант”. 1988 год.

Концерт групп "Вежливый Отказ", "Ва-Банкъ" и "Нюанс" в ДК МАИ в марте 1988 года.

За прошедшие 25 лет Марат Микаэлян из группы "E.S.T." заметно помолодел и теперь может выступать топлес.