Найти в Дзене
ActivityEdu

Отток талантов из провинции: 70% дипломов – у физиков из трех регионов

Оглавление

В Тюмени подвели итоги заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по физике. С каждым годом увеличивается доля победителей и призеров из школ Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области: если три года назад они завоевали чуть больше половины всех дипломов, то по результатам заключительного этапа 2021 года уже почти 70% лауреатов – учащиеся образовательных организаций, расположенных в этих трех субъектах. Из нашей статьи вы узнаете, чем обусловлено столь убедительное превосходство, в каких школах учатся лучшие юные физики страны и нет ли угрозы превращения ВсОШ в состязание Москвы со сборной остальных 84 субъектов РФ.

Фото: Ольга Зелинских
Фото: Ольга Зелинских

Три четверти участников – из семи регионов

Организатором заключительного этапа ВсОШ по физике, проходившего в очном формате, выступил Тюменский индустриальный университет. В Тюмень приехали 427 школьников из 58 регионов России. Самые представительные команды прислали Москва (168 участников), Санкт-Петербург (54) и Московская область (36). Суммарная доля школьников из образовательных организаций этих регионов составила 60,4%.

Еще 60 школьников представляли Мордовию (19), Свердловскую область (14), Татарстан (14) и Новосибирскую область (13). Таким образом, три четверти участников (318 из 427, то есть 74,5%) приехали в Тюмень из 7 регионов.

80% победителей – из трех регионов

Состязание было скоротечным, но очень насыщенным: в первый день лучшие юные физики страны выполняли 2 задания экспериментального тура, на каждое из которых отводилось не более 2 часов 20 минут, а на следующий день участникам было предложено за 5 часов решить 5 задач теоретического тура.

В строгом соответствии с регламентом ВсОШ дипломы победителей и призеров получили 192 человека (45% от числа участников). По сумме баллов за два тура жюри определило 34 победителя и 158 призеров.

Победителями и призерами финального этапа ВсОШ по физике стали школьники из образовательных организаций 26 субъектов РФ. Хотелось бы, конечно, более равномерного распределения 192 дипломов, но в целом информацию о том, что победители и призеры самой престижной олимпиады страны по физике учатся в школах 26 регионов, следует признать позитивной. К сожалению, на этом позитив заканчивается: цифры, которые будут приведены далее, свидетельствуют о чрезмерной концентрации талантливых физиков всего в нескольких регионах страны.

133 победителя и призера из 192 (69,3%) учатся в школах Москвы (77 человек), Санкт-Петербурга (32) и Московской области (24). Отметим, что доля лауреатов из этих регионов с годами растет: в 2018 году она составляла 52,4%, в 2019-м – 66,4%. Данные по 2020 году опускаем, поскольку заключительные этапы были отменены и регламент определения победителей и призеров претерпел значительные изменения.

Возвращаемся в 2021-й. Если к лауреатам из Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области добавить обладателей дипломов из Мордовии (9), Новосибирской области (9), Татарстана (7) и Свердловской области (4), то суммарная доля школьников из 7 регионов среди победителей и призеров составит 84,4%.

Еще ярче концентрация талантов проявляется при анализе географии образовательных организаций, в которых учатся победители финала ВсОШ по физике: статус победителя получили 27 школьников из Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области, что составляет 79,4%.

Лучшие школы страны для физиков

Самый весомый урожай дипломов собрали ученики Президентского физико-математического лицея №239 из Санкт-Петербурга – 22. 18 победителей и призеров учатся в Физтех-лицее им. П. Л. Капицы из подмосковного Долгопрудного, 10 – в московском Лицее «Вторая школа», 9 – в Республиканском лицее для одаренных детей в Саранске (Республика Мордовия), по 8 – в столичных образовательных организациях «Летово», «Воробьевы горы» и «Пятьдесят седьмая школа».

Ранее мы уже обратили ваше внимание на чрезмерную концентрацию лауреатов всего в нескольких субъектах РФ. Теперь давайте рассмотрим состояние дел внутри регионов-лидеров. Пожалуй, лишь в Москве можно обнаружить относительно много школ, подготовивших победителей и призеров заключительного этапа ВсОШ по физике, – 23. В Московской области 18 из 24 лауреатов – это ученики Физтех-лицея им. П. Л. Капицы. В Санкт-Петербурге, представители которого получили 32 диплома, лауреатами стали школьники лишь двух образовательных организаций – Президентского физико-математического лицея №239 (22 человека) и Академического лицея «Физико-техническая школа» им. Ж. И. Алферова (10 человек).

Наконец, в Республике Мордовия все 9 победителей и призеров финала ВсОШ по физике учатся в одной школе – Республиканском лицее для одаренных детей. Более того, все 19 участников заключительного этапа ВсОШ по физике из Мордовии – ученики этой образовательной организации.

Талантливые юные физики из провинции

А что же провинция – неужели там перевелись таланты? Разумеется, не перевелись. Талантливый, способный, мотивированный ребенок может появиться на свет и вырасти в любом населенном пункте, а не только в столичном регионе или крупном городе.

Конечно, в небольших городах и поселках в глубинке России не так много школ, в которых вырастают призеры финала ВсОШ по физике, но все же они есть: лицей №11 (город Россошь, Воронежская область); средняя общеобразовательная школа №3 (городское поселение «Рабочий поселок Ванино», Хабаровский край); лицей №2 (город Бугульма, Республика Татарстан).

Если же встречаешь в провинции школу, в которой учатся сразу несколько победителей и призеров ВсОШ по одному предмету, то можно смело утверждать: там трудится учитель высочайшего класса. Вот пример, подтверждающий это наблюдение: 4 ученика Бийского лицея-интерната Алтайского края получили в Тюмени дипломы заключительного этапа Всероса по физике: девятиклассник Денис Воробьев и ученик выпускного класса Андрей Петрухин стали призерами, а десятиклассники Андрей Минаков и Иван Касьянов – победителями. Оба десятиклассника из Бийска включены в список кандидатов на участие в международных физических олимпиадах в составе сборной команды России.

Победители и призеры заключительного этапа ВсОШ-2021 по физике из Бийска. 
Фото: Бийский лицей-интернат Алтайского края
Победители и призеры заключительного этапа ВсОШ-2021 по физике из Бийска. Фото: Бийский лицей-интернат Алтайского края

Сложно переоценить вклад в победы бийских школьников их наставника: Александр Николаевич Аполонский уже много лет успешно готовит учеников к олимпиадам по физике, причем как всероссийского, так и международного уровней.

Школьники стремятся в Москву и Санкт-Петербург

Чем обусловлены успехи московских школьников? Научный руководитель Центра педагогического мастерства Иван Ященко утверждает, что дистанционное обучение открыло для мотивированных ребят новые возможности, появились новые ресурсы для подготовки:

В Москве давно шла активная работа в онлайне: были и отдельные онлайн-курсы, и дистанционное проведение олимпиад, опубликована обширная база задач, удалось оперативно перестроить работу по развитию таланта на удаленную форму.

Но вот что удивительно: мотивированные ребята есть во всех регионах страны, обширная база задач и новые онлайн-ресурсы доступны всем, а дистанционное обучение, казалось бы, должно привести к выравниванию результатов, но на деле, как было показано выше, пропасть между центральными регионами и остальной Россией расширяется и углубляется.

Одна из причин расширения и углубления этой пропасти – возрастающий с каждым годом отток талантливых детей из регионов. Прямо скажем, ничего удивительного в этом явлении нет: Московский физико-технический институт и физфак МГУ притягивали юных физиков и в советское время. Но сейчас из регионов уезжают не только выпускники школ, но и ученики 8-9-10-х классов. А что дальше – начнут уезжать пяти- и шестиклассники?

Если посмотреть на список девятиклассников, которые участвовали в заключительном этапе ВсОШ-2019 по физике, и сравнить его со списком одиннадцатиклассников ВсОШ-2021, то можно обнаружить, что некоторые школьники из Пермского края, Республики Мордовия, Белгородской, Нижегородской, Самарской, Томской, Новосибирской и Свердловской областей, Республики Татарстан учатся теперь в образовательных организациях Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области.

Есть ли у нас основания упрекать детей и их родителей в том, что они выбрали для продолжения учебы сильную специализированную школу в Подмосковье или в одном из столичных городов? На мой взгляд, для упреков нет даже малейших оснований.

Региональное развитие лишь декларируется

Упрека заслуживают федеральное и региональные правительства, до сих пор не разработавшие внятные программы развития регионов. Создание условий для самореализации молодежи, социальные лифты, привлекательные стандарты жизни и учебы, возможности для достижения успеха лишь декларируются, но не воплощаются в жизнь. Как следствие – массовый отъезд талантливых школьников в столичные регионы.

Результаты для провинции плачевны. В 2001 году школьник из Кургана привозил домой золотую медаль Международной физической олимпиады (IPhO), а 20 лет спустя на заключительном этапе ВсОШ по физике нет ни одного представителя Курганской области. В начале XXI века медали IPhO завоевывали подростки из Новочебоксарска (Республика Чувашия), Ейска и Кропоткина (Краснодарский край), Саратова, Рязани, Северодвинска (Архангельская область), а в 2021 году в этих регионах нет ни одного призера ВсОШ по физике.

В начале XXI века не было ни цифровой образовательной среды (ЦОС), ни «Сириуса», названного политологом Сергеем Марковым «формой построения России, устремленной в будущее». Мы тогда даже не слышали о нацпроекте «Образование», который обеспечит «качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка». Но в глубинке России при этом работали сильные школы и учителя, способные подготовить детей, достойно представляющих Россию на международной арене.

Есть ли надежда, что в ближайшие годы школьники из образовательных организаций, расположенных в глубинке страны, смогут составить конкуренцию сверстникам из столичных регионов? К сожалению, нет. Предлагаю взглянуть на ситуацию в региональных педвузах. Для поступления на бюджет во многих городах страны будущему учителю физики достаточно набрать 130-140 баллов за три ЕГЭ, что соответствует уровню скромной школьной тройки. Именно таким был проходной балл в прошлом году для будущих учителей физики в Армавирском государственном педагогическом университете (Краснодарский край), Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край), Дагестанском государственном педагогическом университете (Махачкала), Ульяновском государственном педагогическом университете имени И. Н. Ульянова.

В этом году правительство объявило об увеличении числа бюджетных мест в региональных вузах, а это означает, что проходной балл продолжит снижаться. Едва ли стоит ожидать от будущих учителей физики, которые сами осваивают учебную программу средней школы лишь на троечку, великих педагогических свершений.

Прогнозы

При анализе результатов заключительного этапа ВсОШ суммарно по всем 24 предметам по годам легко обнаружить следующую тенденцию: доля дипломов, полученных школьниками московских образовательных организаций, в общем количестве дипломов победителей и призеров неуклонно растет. 2016 – 32%, 2017 – 37%, 2018 – 40%, 2019 – 42%. В 2021 году, после завершения заключительных этапов по 7 предметам – химии, экономике, истории, французскому языку, праву, физике и информатике, доля Москвы составляет 49%. Таким образом, есть все основания полагать, что уже в ближайшие годы в состязании «Сборная Москвы против сборной остальной России» перевес будет на стороне столицы.

Как родитель ребенка, ставшего несколько лет назад призером заключительного этапа ВсОШ, могу сказать, что в Москве действительно созданы прекрасные условия для развития талантов, однако в нацпроекте «Образование» речь идет о получении качественного школьного образования «независимо от места проживания ребенка».

Пока можно констатировать, что в последние годы мы отдаляемся от решения этой задачи. Волшебные заклинания – «крекс-фекс-пекс», «крибли-крабле-бумс» или ЦОС-ЦОС-ЦОС – не помогут. Требуются реальные дела: увеличение бюджетных расходов на образование, реализация программ регионального развития, обеспечение достойной оплаты учительского труда, а не бесконечные разговоры на эту тему. В противном случае поток способных и мотивированных школьников из провинции в столичные регионы будет расти.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.