Последние работы Микеланджело. Последние штрихи его земной жизни. Для меня это прежде всего «Пьета Бандини» — условно незавершённая тема для собственной усыпальницы. Почему я считаю эту работу завершённой, при очевидном техническом несовершенстве этого объекта? Потому что вижу, хочу видеть здесь экзистенциальную философию самого Буонарроти, который узнал непостижимость человеком абсолютной истины.
1547 г. Закончен «Страшный суд». Микеланджело задумывается об итоге. Здесь с ним его семидесятилетний жизненный опыт, мировая известность, ненужные ему деньги которые буквально валяются у него под ногами и в сумме составляют четверть приданного одной из европейских принцесс. Всё это позади. Перед ним вечность. Перед ним снова глыба мёртвого мрамора.
Десятилетием ранее, в 36 году, Буонарроти исполнил работу «Пробуждающийся раб», где из каменной глыбы нехотя восстаёт фигура человека. Здесь сон — природа, природная форма камня, но пробуждение из этого состояния — это работа мастера, творца. Отчасти эту же идеологию можно последить и в «Пьете» — люди несовершенны (здесь недоделаны) в сравнении с образом Христа. Здесь человеческое едва проступает из мрамора.
В «Пьете Бандини» Микеланджело предложил трактовку самого момента, мгновения события. Горе Богородицы (потрясённая вера). Осознание неожиданной, вероломной смерти Спасителя Никодимом и отстранённая от всех твёрдая уверенность в чуде Марии Магдалены — она увидит первой Воскресение. Все эти сомнения и потрясения, несовершенство перед Истиной и передал Буанорроти. Смотрите — лик Спасителя нечёток. Он тронут смертью, Он еще не Воскрес.
Микеланджело разбил эту работу. Где-то он вспомнил, что здесь он видел свою смерть.
Всё что мы видим — миражи, всё что чувствуем в ослепительные мгновения ясности тут же забываем, оспариваем, не в силах поверить в истину. А значит и эта неопределённость, незавершённость с его отчаянием не смерть, но продолжение поиска, продолжение жизни.
#Микеланджело
#Пьета Бандини#живопись #ренесанс #возрождение #александр моцар