Кассандр, сын Антипатра - одна из наиболее мрачных фигур эпохи диадохов, преемников Александра Македонского. Там все в общем-то отличались людоедскими наклонностями и ради поставленной цели без раздумий шли на кровавые преступления. Но Кассандр был особенным. Плутарх рассказывает о судьбе афинянина Демада, который пытался помешать Кассандру установить господство над Грецией:
"Демад призывал Антигона вмешаться в дела Греции и Македонии, которые, как писал он, издеваясь над Антипатром, болтаются на старой и гнилой нитке. Поэтому Кассандр приказал схватить Демада, едва тот появится у него перед глазами, и, прежде всего, велел убить его сына, поставив юношу так близко от отца, что Демад был залит кровью с головы до ног и несколько капель попали ему даже за пазуху, а потом, осыпав его грубейшею бранью и упреками в неблагодарности и предательстве, казнил".
Но Демад - рядовая фигура, пешка, один из многих. Главная "заслуга" Кассандра в другом - именно он стал главным палачом царского рода Аргеадов. Все потомки Александра погибли либо по прямому приказу Кассандра, либо благодаря его интригам. А по некоторым сведениям, сын Антипатра имел непосредственное отношение и к смерти самого царя в 323 году (здесь и далее до нашей эры).
Яд в копыте мула
В восточном походе Кассандр, между прочим, ровесник Александра (он родился приблизительно в 355 году) и соратник царя по Аристотелевым лицеям, не участвовал. В то время, как македонская фаланга громила персов, бактрийцев, индов и прочих варваров, Кассандр отсиживался на родине вместе с отцом, помогая ему гасить периодически возникавшие выступления свободолюбивых греков. А в 323 году Александр вызвал Кассандра к себе в Вавилон. Зачем - не совсем понятно, но известно, что в том же году царь умер, а среди македонян распространились слухи, что причастен к этому Кассандр. А пошел на преступление он якобы по указанию своего отца Антипатра, который боялся, что Александр сместит его с должности наместника Македонии. Шептались, что это Кассандр привез из Македонии в Вавилон яд, спрятанный в копыте мула, а затем, воспользовавшись удобным моментом, Иол, родной брат Кассандра, служивший царским виночерпием, подмешал отраву в вино.
"Антипатр дал Кассандру яд. Сила этого яда была такова, что его нельзя было хранить ни в медных, ни в железных, ни в глиняных сосудах, а переносить его можно было только в посуде из конского копыта", - сообщает римский историк Марк Юний Юстин.
А вот свидетельство более компетентного историка, автора "Анабасиса Александра" Арриана:
"Рассказывают, что Антипатр прислал Александру яд, и он от этого яда и умер; яд же для Антипатра изготовил Аристотель, который стал бояться Александра, узнав о судьбе Каллисфена, а привез его Кассандр... Некоторые даже пишут, что он привез его в копыте мула".
Кажется, определенная доля правды в этих сообщениях есть. Потому что Александр, мягко говоря, недолюбливал Антипатра и действительно собирался его сместить, а, возможно, и предать смерти. В 324 году в Македонию с ветеранами похода отправился один из самых близких царю людей - полководец Кратер, - который должен был принять у Антипатра бразды правления Македонией.
Хотя наверняка было тут и личное. Плутарх, например, рассказывает об одном случае, который произошел в Вавилоне незадолго до смерти Александра:
"Особенно боялся царь Антипатра и его сыновей, один из которых, Иол, был главным царским виночерпием, а другой, Кассандр, приехал к Александру лишь недавно. Этот Кассандр однажды увидел каких-то варваров, простершихся ниц перед царем, и как человек, воспитанный в эллинском духе и никогда не видевший ничего подобного, невольно рассмеялся. Разгневанный Александр схватил обеими руками Кассандра за волосы и принялся с силой бить его головой о стену".
Возможно, именно тогда у Кассандра вспыхнула ненависть к Александру и ко всей его семье. И она не покидала его, пока с последним представителем славного рода македонских царей не было покончено.
"Непреоборимый страх перед Александром так глубоко проник в душу Кассандра и так прочно в ней укоренился, что много лет спустя, когда Кассандр, к тому времени уже царь македонян и властитель Греции, однажды прогуливался по Дельфам и, разглядывая статуи, неожиданно завидел изображение Александра, он почувствовал головокружение, задрожал всем телом и едва смог прийти в себя", - приводит еще один пример Плутарх.
Триумф и смерть Олимпиады
И если обвинения в причастности к смерти Александра - это слухи, то во всем, что касается убийств потомков македонского царя, есть многочисленные подтверждения. Вина Кассандра в расправе над матерью Александра Олимпиадой и двумя его сыновьями - Александром и Гераклом - не вызывает сомнений. Об этом в один голос говорят все источники.
После смерти Александра Кассандр особых дивидендов не получил. Сатрапий под управление ему не дали, а только назначили командиром царских телохранителей. Почетно, конечно, но почет в карман не положишь. Кассандр затаил жгучую обиду. Однако еще более тяжелый удар его ждал в 319 году, когда умирающий Антипатр, в то время регент государства при малолетнем наследнике Александре IV (сыне Александра Македонского и бактрийской княжны Роксаны), назначил на свое место не родного сына, а престарелого Полиперхонта, давнего друга и соратника по службе под началом Филиппа II. Вероятно, Антипатр хотел сохранить единую империю, но его позицию поддерживали единицы. Уже тогда диадохи стремились разорвать на части огромное царство, протянувшееся от Ионического моря до реки Инд.
Узнав о решении отца, Кассандр бежит из Македонии в Азию к главному возмутителю спокойствия среди диадохов Антигону, присоединяется к коалиции, которая сформировалась против сторонников сохранения империи - Полиперхонта и бывшего главы канцелярии Александра грека Эвмена. Начинается тяжелая война. В то время, как Антигон сражается с Эвменом в Азии, Кассандр берет на себя задачу навести порядок в Греции, а затем в Македонии, куда в 317 году до нашей эры при поддержке фаланги Полиперхонта вернулась из Эпира мать Александра Олимпиада.
Она также претендовала на верховную власть и вполне в традициях своего времени никакими средствами не брезговала: чтобы расчистить себе путь к трону, Олимпиада приказала расправиться с конкурентами - внебрачным сыном своего мужа слабоумным Филиппом Арридеем и его женой Эвридикой. Вначале их, как сообщает Диодор Сицилийский, посадили в помещение, где морили голодом (единственное окно было столь мало, что в него можно было просунуть лишь скудную пищу), а затем казнили, причем изощренно. Арридей был расстрелян из лука на вершине башни, в которую был заточен, а Эвридике Олимпиада прислала три вещи: яд, меч и веревку - мол, сама выбирай свое будущее. Эвридика повесилась на собственном поясе.
Но на этом Олимпиада не успокоилась, пылающую гневом царицу было уже не остановить. По ее приказу были убиты десятки знатных македонян, родственников и сторонников Антипатра, в их числе был брат Кассандра Никанор. А могила другого брата, Иола, того самого виночерпия Александра, была разрыта, разграблена, останки выброшены на радость воронам и собакам.
Подобная жестокость сыграла с Олимпиадой злую шутку - Македония от надменной, нервной и кровожадной царицы отвернулась и, так получилось, упала в объятия Кассандра.
"Тем, что она учинила великую резню знатных людей по всей стране, словно лишь разъяренная женщина, а не царица, она обернула преданность народа в ненависть", - пишет Юстин.
Когда Кассандр с войском появился в Македонии, большого сопротивления ему не оказали. Отряды Полиперхонта, который попытался помешать походу Кассандра, были смяты, войско царя Эпира Эакида, шедшего на помощь Олимпиаде, рассеялось. Олимпиада вместе с невесткой Роксаной и маленьким Александром бежали в Пидну, где их и осадил Кассандр.
Осада продолжалась недолго. Вскоре город был взят, и Олимпиада оказалась в руках сгоравшего от ненависти Кассандра. Он готов был убить ее на месте, но... перед ним все-таки стояла мать великого царя. Без формальностей никак. Кассандр созвал народное собрание, где роль первой скрипки играли облаченные в траурные одежды родственники тех, кто был убит по приказу Олимпиады. К полному удовлетворению Кассандра царице вынесли смертный приговор.
Олимпиада превратила свои последние минуты в спектакль:
"Когда Олимпиада увидела, что на нее упорным шагом надвигаются вооруженные воины, она сама пошла им навстречу в царской одежде, опираясь на двух служанок, - рассказывает Юстин. - При взгляде на нее убийцы остановились, пораженные воспоминанием о ее былом царственном величии и об именах стольких царей своих, пришедших им на ум при виде ее. Тогда Кассандр послал других убийц, которые ее и закололи. Она же не уклонилась от меча и ран, не вскрикнула, как это обычно делают женщины, но умерла, как умирают храбрые мужи, достойно блюдя славу своего древнего рода, так что, казалось, самого Александра можно было видеть в лице его умирающей матери. Кроме того, уже испуская дух, она, говорят, привела в порядок волосы и прикрыла ноги одеждой, чтобы даже ее мертвое тело имело вполне подобающий вид".
После этого сын Александра с Роксаной были заточены в Амфиполе, а Кассандр, чтобы породниться с царским родом, женился на Фессалонике - дочери Филиппа II и сводной сестре Александра Македонского.
Конец Аргеадов
Убийство Олимпиады произошло в 316 году. С этого момента Кассандр прочно укрепился в Македонии и при поддержке Антигона стал вести боевые действия против Полиперхонта в Греции, заперев последнего на Пелопоннесе. Однако дружба с Антигоном продолжалась недолго. Победив Эвмена в Азии, Антигон стал претендовать на господство во всей теперь уже бывшей империи Александра. Амбиции Антигона не понравились другим диадохам, и против него в 316 году сформировалась коалиция в которую вошли почти все остальные диадохи - Птолемей, Селевк, Лисимах и Кассандр. Причем Кассандр больше других имел основания ополчиться на своего вчерашнего союзника: начиная войну "против всех", Антигон провозгласил именно Кассандра главным врагом - за то что тот расправился с Олимпиадой.
"Чтобы казалось, будто он начинает справедливую войну против бывших своих союзников, Антигон повсюду распространяет слух, что хочет отомстить за смерть Олимпиады, убитой Кассандром, и освободить из амфиполитанского плена сына царя своего, Александра, и его мать", - передает Юстин.
Боевые действия, растянувшиеся на долгие годы, шли с переменным успехом. В Греции Кассандру удалось совладать с Полиперхонтом, заперев его на Пелопоннесе. Однако после этого пришлось скрестить мечи с сыном Антигона Деметрием, который под рукоплескания толпы занял Афины и вообще сумел потеснить Кассандра из Эллады.
"Кассандр осадил Афины, и город звал Деметрия на выручку. Выйдя в плавание с тремястами судов и большим пешим войском, он не только изгнал Кассандра из Аттики, но преследовал бегущего до самых Фермопил, нанес ему там еще одно поражение и занял Гераклею, добровольно к нему присоединившуюся. После этой победы шесть тысяч македонян перебежали на сторону Деметрия. Возвращаясь назад, он объявил свободу всем грекам, обитавшим к югу от Фермопильского прохода, заключил договор о союзе с беотийцами, взял Кенхреи и, захвативши Филу и Панакт, две аттические крепости, где стояли сторожевые отряды Кассандра, передал их афинянам. А те, хотя уже прежде излили на него все мыслимые и немыслимые почести, еще раз показали себя неисчерпаемо изобретательными льстецами, отведя Деметрию для жилья внутреннюю часть Парфенона. Там он и поместился, и все говорили, что Афина принимает в своем доме гостя", - сообщает Плутарх.
Вместе с другими диадохами Кассандр помогал защитникам Родоса, когда этот город был осажден огромной армией и флотом все того же Деметрия. На этот раз победу праздновали противники Антигона и Деметрия, и Кассандр в их числе.
В 310 году, когда в Греции и Македонии в очередной раз было неспокойно, Кассандр пошел на новое злодеяние - он приказал убить Александра IV и его мать Роксану, которые все это время жили под "домашним арестом" в Амфиполе. Чтобы Антигону и Деметрию больше некого было освобождать...
А в следующем году, когда Полиперхонт попытается совершить рейд в Македонию с 20-тысячным войском и внебрачным сыном Александра Македонского Гераклом в качестве знамени, Кассандру удастся подкупить престарелого военачальника 200 талантами серебром и уговорить расправиться с последним наследником великого царя. По приказу Полиперхонта и по желанию Кассандра юный Геракл и его мать, бывшая любовница Александра Македонского Барсина, были задушены.
"Затем Кассандр, чтобы на царский престол Македонии не возвели из уважения к имени отца сына Александра – Геркулеса, которому было уже больше четырнадцати лет, отдает приказание тайно убить его вместе с матерью Барсиной, а тела их забросать землей, чтобы совершение погребального обряда не вызвало подозрения в том, что они убиты. И как будто ему мало уже совершенных преступлений – сперва по отношению к самому царю, вскоре затем к его матери Олимпиаде и к его сыну Геркулесу – он также коварно убивает и второго сына с его матерью Роксаной, – как будто он не мог достичь македонского царского престола, к которому он страстно стремился, иначе как преступлениями", - описывает происходившие события историк Юстин.
С царским домом Аргеадов было покончено, и в 306 году до нашей эры Кассандр вслед за другими диадохами провозглашает себя царем. Хотя поступает при этом более скромно, чем коллеги - от царской диадемы держится подальше.
"Тогда народ впервые провозгласил Антигона и Деметрия царями. Отца друзья увенчали диадемой немедленно, а сыну Антигон отправил венец вместе с посланием, в котором называл Деметрия царем. Тогда Египет поднес царский титул Птолемею... Стал носить диадему Лисимах, надевал ее теперь при встречах с греками Селевк... И лишь Кассандр, хотя все прочие и в письмах и в беседах величали его царем, сам писал свои письма точно так же, как и прежде", - пишет Плутарх.
Слишком тяжел груз царских регалий, чувствует Кассандр на руках кровь Аргеадов...
Бог всё видит
В 301 году происходит, пожалуй, главное событие войн диадохов - в масштабном сражении при Ипсе в Малой Азии войска Антигона и Деметрия терпят поражение. Кассандр - среди победителей. Он хоть лично и не участвовал в бою, но отправил на помощь союзнику Лисимаху 12-тысячный македонский корпус. А значит вполне может пожинать плоды победы, что он и делает - власть Кассандра в Македонии укрепляется. Греция, до этого захваченная Деметрием, также вновь переходит под его контроль. Живи и радуйся. Однако долго прожить Кассандру было не суждено - в 297 году македонский царь умирает от водянки. Как замечают древние авторы, он был достоин совершенно другой смерти.
Власть Кассандра в Македонии продолжалась два десятилетия. Это, конечно, не самый благоприятный период в жизни балканского государства. Скорее, наоборот. Почти непрерывные войны, борьба за власть, вспыхивающие раз за разом репрессии. Но кое-какой положительный след правление Кассандра после себя оставило.
Едва овладев Грецией, Кассандр приказал восстановить Фивы, столицу древней Беотии, - город, который разрушил до основания Александр перед походом на восток. Что это, как ни очередной ответ на обиду, когда-то нанесенную Александром? Фивами созидательная политика Кассандра не ограничилась. На руинах греческой Потидеи он построил новый город, ставшим вскоре крупнейшим в Македонии. Он назвал его в свою честь - Кассандрией. Рядом, возле коринфской колонии Термы, вырос еще один портовый город - Фессалоника, получивший имя жены Кассандра. Она хоть и была сестрой Александра, злейшего врага на всю жизнь, но этой женщине Кассандр оставался верен до конца дней, он имел от нее трех сыновей и, по всей видимости, горячо любил. Парадокс?
Так получилось, что за жестокость отца сполна ответили его потомки. После смерти Кассандра Македонию поделили его сыновья. Западная часть досталась Александру, восточная Антипатру. Их мать Фессалоника пыталась было объединить земли, но была убита собственным сыном - Антипатром, которому показалось, что она обделяет его в пользу брата.
Позже, в 294 году, в Македонию вторгся с новым войском Деметрий. Народ встал на его сторону, отрекшись от сыновей Кассандра. Александр был убит, Антипатр бежал во Фракию к Лисимаху, где через несколько лет был зарезан по его приказу. Так бесславно и страшно закончился короткий род Кассандра, самого мрачного диадоха.
"Таким образом, Александр Великий был отомщен; то ли за убийство его самого, то ли за истребление его потомства вся семья Кассандра понесла кару: кто был убит, кто казнен, а кто пал от руки ближайших родственников", - пишет Юстин.
Царем Македонии стал Деметрий. Перед вступлением на престол он в красках рассказал македонянам о Кассандре:
"Кассандр - истребитель всего царского дома, не щадивший ни женщин, ни даже детей, - не остановился до тех пор, пока не уничтожил всех отпрысков царского рода. Если кара за эти преступления не могла свершиться над самим Кассандром, то она должна была пасть на его детей. Уже поэтому если только тени усопших еще могут чувствовать, то и Филипп и Александр несомненно предпочтут, чтобы Македонским царством владели не убийцы их и их потомства, а мстители за убитых".*
Впоследствии потомки Деметрия будут править Македонией вплоть до завоевания ее Римом в середине II века до нашей эры.
Источники: Диодор Сицилийский. Историческая библиотека/ Плутарх. Сравнительные жизнеописания/ Марк Юний Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога "История Филиппа"
* - цитата по Юстину.