Можно ли сделать так, чтобы популярный курорт не вредил природе, или все же туризм и экология несовместимы — попробуем разобраться.
Экотуризм нынче в большом тренде. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что само это слово — чистый оксюморон, сочетание противоречащих друг другу понятий. Туризм по определению не может быть экологичным делом: согласно исследованию, опубликованному международной группой ученых в научном журнале Nature Climate Change, туристы несут ответственность как минимум за 8% выбросов углекислого газа в мире. Это последствия их перемещений на самолетах, поездах и автомобилях, отходы от обслуживающих их отелей и ресторанов, а также от производства сувениров и всех тех одноразовых вещей, которыми люди в поездках и на отдыхе пользуются значительно чаще, чем дома.
Туризм с пометкой «эко» отличается от обычного лишь тем, что наносит природе чуть меньше вреда. И то не всегда — к сожалению, чаще всего отели и туристические компании заботятся об экологии лишь на словах, используя их как рекламный ход, чтобы нажиться на готовности людей тратить больше денег во имя защиты окружающей среды. В особенности это касается России, где едва ли не половина курортных отелей гордо зовут себя экорезортами, тогда как на деле хоть какие-то зеленые технологии использует не более 10% из них. Что и говорить о больших туристических кластерах — тут уж или чистая природа, или хорошая инфраструктура.
Грязный след райских курортов
Популярный курорт не может не влиять на окружающую его среду негативно. Строительство гостевой инфраструктуры уничтожает природный ландшафт или как минимум сильно его меняет: так, например, по данным ЮНЕП (Программы ООН по окружающей среде) на средиземноморском побережье Испании исчезли три четверти песчаных дюн, на их месте теперь линии отелей. Из-за яхтенных марин, волнорезов и пляжей меняются донный рельеф и течения, что может привести к береговой эрозии. Именно это случилось на румынском черноморском курорте Мамая — береговая линия там отступила на 59 км. А на турецком курорте Кушадасы ради летних вилл за 10 лет почти полностью вырубили прибрежные леса, что убило всю местную экосистему.
Оставляемый туристами органический мусор меняет минеральный состав почв, губя насекомых и микроорганизмы. Праздные гуляки вытаптывают растительность, а в уплотнившейся от их прогулок земле меняется дождевой дренаж, что приводит к заболачиванию, образованию оврагов, оползням и осыпям. Это испытали на себе жители итальянского Чинкве-Терре: в 2015 году его живописные скалистые берега стали осыпаться, не выдержав наплыва туристов. И жители непальских деревушек на трекинговом маршруте к базовому лагерю Эвереста — из-за того, что дерн и можжевеловые кусты вдоль тропы уходят на топливо для туристических лоджий, истощаются почвы и гибнут великолепные рододендроновые рощи.
Чрезмерное потребление курортами ресурсов вызывает их дефицит. Самые серьезные проблемы возникают с пресной водой. На Ибице местным властям пришлось вводить дополнительный туристический налог, чтобы компенсировать ее перерасход. Турист в отеле использует на 30% больше воды, чем местный житель. Еще выше расход на бассейны и поля для гольфа — в Таиланде, к примеру, на одну гольф-площадку в год уходит столько же воды, сколько ее тратят 60 000 местных домохозяйств. Все это приводит к истощению грунтовых вод, ухудшению водоснабжения и увеличению объема сточных вод. В пик сезона очистительные сооружения зачастую не справляются, и сточные воды уходят в моря и озера, меняя баланс солей и минералом и нанося серьезный ущерб подводной экосистеме и коралловым рифам. Страдает и фауна. Попадая в грунтовые воды, химикаты отравляют источники пресной воды и губят всю мелкую живность в округе. Да и шум беспокоит животных и птиц, заставляя их менять места обитания. Так на греческом острове Закинтос на грани исчезновения оказались большеголовые морские черепахи, чей сезон выведения потомства совпадает с пиком отпускного сезона.
Еще одна проблема популярных курортов — огромное количество мусора: например, круизные лайнеры в Карибском море ежегодно оставляют более 70 000 тонн отходов, что уже привело к сокращению популяции кораллов, моллюсков и чувствительных к чистоте воды колючих омаров. А на Рапа-Нуи после туристов остается 2,5 тонны мусора — перерабатывающая промышленность маленького острова Пасхи не в состоянии справиться с таким количеством.
А ведь есть же еще и сознательное вредительство: сожженная трава, сорванные цветы, ободранная кора, вырезанные на деревьях и камнях надписи, растащенные на сувениры кораллы. Среди жертв такого вандализма, например, «каменный лес» Петрифайд-Форест в Аризоне, где любители сувениров местами почти полностью сняли покров окаменелых деревьев, и варварски уничтожаемые неорганизованными туристами сталактиты и сталагмиты в пещерах Приморья. Следы деятельности туристов-вандалов вы наверняка не раз встречали на любом отечественном курорте.
Зеленый путь
Кажется, туризм и экология несовместимы. Однако, опыт некоторых зарубежных туристических направлений доказывает: хотя стопроцентно экологичный курорт не создать, но все же минимизировать наносимый природе ущерб можно.
Именно такой путь, к примеру, выбрал французский горнолыжный курорт Авориаз. Его начали строить в 1966 году, и авторы проекта с самого начала заботились об экологии, хотя в те годы это не добавляло популярности. В частности, в Авориаз не допустили автомобили — передвигаются по нему только на конных повозках и электрокарах, даже снегоходы здесь электрические.
Комплексы апартаментов и отелей спроектированы так, чтобы для их эксплуатации требовалось как можно меньше ресурсов: большие окна для экономии света, снежные ловушки для естественной теплоизоляции и так далее. Весь курорт работает исключительно на биотопливе и возобновляемых источниках энергии, на его территории расположены 20 постов для сортировки отходов. В период гнездования птиц не проводится никаких шумных работ и мероприятий. А здешний сноупарк Stash построен из упавших деревьев без использования тяжелой техники.
Впечатляющую экологическую политику проводит маленькое островное государство Палау — затерянный в Тихом океане архипелаг, ставший меккой для дайверов. С 2017 года въехать в страну могут только туристы, подписавшие меморандум со сводом экоправил — нарушение любого из них грозит колоссальным штрафом. Менее радикально, но не менее последовательно действуют на Мальдивах. Отели, использующие зеленые технологии и участвующие в экопрограммах, получают от правительства большие льготы. В результате сегодня здесь почти на каждом курорте есть своя биостанция, пункты переработки отходов, установки для очистки воды и программы по восстановлению коралловых рифов.
В австрийском Верфенвенге туристы, которые приезжают не на своей машине, а на поезде, получают бесплатный трансфер и проездной на местный экотранспорт. Танзанийский курорт Чумбе известен экологическими инновациями для сохранения рифов: в его заповедной зоне запрещено нырять и рыбачить, зато можно исследовать экомаршруты и жить в лоджах, которые поддерживаются из возобновляемых источников энергии и отвечают принципам минимального воздействия на окружающую среду. Испанская Валенсия — первый город в мире, где начали измерять и контролировать выбросы углекислого газа, вызванные туризмом. К 2025 году их планируют свести к нулю, сделав Валенсию первым полностью углеродно-нейтральным туристическим направлением в мире.
Все больше мировых курортов в мире предпринимают решительные шаги для того, чтобы найти компромиссы между привлекательностью для туристов и экологической безопасностью. И возможно однажды мы все же сможем путешествовать без всяких угрызений совести.
ВодаКлиматЛесаЧеловекЭкономика