Найти тему
Большая перемен@

Действенные способы борьбы с учебным стрессом для подростков

Подростковый возраст характеризуется целым рядом физиологических изменений, которые затрудняют нормальную жизнедеятельность и влияют на их умственные способности. Многим подросткам сложно сконцентрироваться на учебе, и вызванные гормональным фоном перепады настроения только осложняют ситуацию. Перед молодыми людьми стоит множество задач: поиск своего места в социальном окружении, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, определение будущей сферы профессиональной деятельности, участие во внешкольных активностях, и многое другое. Подростки находятся под воздействием потока стрессоров, в том числе связанных с учебой, и им могут быть полезны некоторые адаптивные стратегии, которые помогут справиться со стрессом в конкретных ситуациях.

Было проведено много исследований, в которых были изучены разные способы борьбы со стрессом. Один из них – йога и дыхательные практики. Накоплено немалое количество данных, указывающих на то, что дыхательные упражнения снижают реактивность сердечно сосудистой системы в ответ на стрессоры, повышают когнитивный контроль и влияют на мозговую активность, вызывая ощущение спокойствия и счастья. После первых 5 минут дыхательных упражнений у человека снижается сердечный ритм и кровяное давление (исследование 2010 года).

Так, в одном из экспериментов приняли участие молодые люди 13-18 лет, не знакомые с йогой ранее. Подростки занималась дыхательными упражнениями по утрам в течение 6 месяцев. Полученные результаты показали сдвиг параметров сердечной деятельности в сторону преобладания парасимпатической системы, что означает снижение физиологической реактивности и развитие уклона в сторону спокойного, стабильного состояния организма. В похожем исследовании 2019 года с участием взрослых, занятия йогой и выполнение дыхательных упражнений в течение 5 недель привели к снижению тревожности, симптомов депрессии и проблем со сном.

Многие сравнивают эффект физических упражнений и йоги. В 2019 году было проведено исследование с участием студентов, в котором влияние этих двух способов борьбы со стрессом было сопоставлено после 1 часа занятий и после прохождения 12-недельной программы. Оказалось, что в обоих случаях йога более эффективна для уменьшения стресса, так как она приводит к повышению уровня осознанности.

В другом интересном эксперименте участники занимались йогой смеха – специальной практикой дыхательных упражнений, во время которых необходимо намеренно вызывать смех. Исследователям было интересно, оказывает ли 30-минутное занятие данными упражнениями прямой эффект на переживание стресса. Оказалось, что по сравнению с расслабляющими дыхательными упражнениями, йога смеха эффективнее смягчает эндокринную реакцию организма на воздействие стрессоров.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение различных способов для борьбы со стрессом, таких как занятия йогой и медитация, а также выполнение дыхательных упражнений, может быть полезно для подростков в такой непростой для них период развития. Существует немало практик, к которым можно прибегнуть для облегчения учебного стресса. Они не требуют много времени и усилий, и могут быть использованы дома или в перерывах между занятиями в учебных заведениях. Накоплено достаточно данных, указывающих на пользу подобных инструментов для здоровья и благополучия молодых людей; задача родителей и учителей – познакомить подростков с современными способами борьбы со стрессом и научить самостоятельно их использовать.