Найти в Дзене

Полный переход образования в онлайн формат

После месяцев вынужденной удаленки на карантине методисты и учителя стали критичнее высказываться о полном переходе на дистанционное обучение. И это неудивительно: у многих он теперь ассоциируется с сокращенными занятиями, обрывами связи и полнейшим хаосом.

Антон Макаров, руководитель Teacher Training Center в Skyeng, подробно разобрал тренды современного образования и сделал вывод о реальных шансах на переход в онлайн для каждой из сфер. Обязательно посмотрите его стрим, если вас тревожит мысль о тотальном переключении на удаленное обучение, и делитесь своими соображениями в комментариях.
______________

• В образовании сегодня явно прослеживаются три главных тренда:

1) государственно-экономический — обусловлен выгодой для государства;
2) социальный — продиктованы нуждами и возможностями общества;
3) технологический — зависит от того, какие технологии появляются и как они влияют на процесс обучения.

С точки зрения первого тренда, обучение онлайн гораздо выгоднее: для него не нужно отстраивать и содержать здание, покупать оборудование. Однако 2020 год показал, что существующие законы не учитывают социальные аспекты: на деле вышло, что онлайн-образование дешевое, но не очень удобное.

• Как выглядело онлайн-образование в школах на деле?

По статистике, на семью в среднем приходится полтора компьютера. Если же в семье один из родителей — преподаватель, то устройств откровенно не хватает. При этом мобильные версии систем ЛМС в вузах и школах реализованы неудачно — на телефонах и планшетах гораздо лучше работают образовательно-развлекательные приложения наподобие LinguaLeo или Puzzle English.

• А что с технологической стороной?

С одной стороны, техническая сторона развита: есть широкий выбор инструментов и систем, существуют даже бесплатные программы, которые позволяют проводить проверочные и диктанты с контролем списывания.

Однако к резкому переходу в онлайн индустрия оказалась не готова: например, серверы Zoom в первые месяцы карантина не справлялись с нагрузкой, и в конференц-залы невозможно было зайти по 15-20 минут.

Далее к техническому аспекту вновь прибавляется социальный: недостаток техники, маленькие жилплощади, перебои со связью — обучение во время карантина стало абсолютной моделью того, как на сегодняшний день выглядел бы полноценный переход на цифровое обучение онлайн.

• Из этого следует вывод:

Технологически переход в онлайн реален. Экономически — оправдан. Социально — невозможен.

• Поэтому «миграция» в онлайн будет происходить следующим путем:

Первыми в онлайн уйдут дополнительное образование и курсы. С началом карантина все такие школы ушли в онлайн и начали делать онлайн-уроки — пока у них получается плохо, но это направление активно развивается. Это же касается курсов повышения квалификации.

Вторыми будут частные школы, оказывающие дополнительные услуги. Частично в онлайн уйдут и вузы — особенно это касается гуманитарных направлений, таких, как филология или регионоведение. В рамках этих дисциплин можно проводить полноценные лекции и отвечать на вопросы аудитории в Zoom.

Что же касается общеобразовательных школ — их шансы на полный переход в онлайн невелики. Часть обучения может проходить удаленно — например, уроки информатики или форс-мажоры вроде -35°C. Однако значительный перевес будет в сторону традиционного аудиторного обучения.

Согласны ли вы с видением Антона Макарова или готовы поспорить? В любом случае ждем вас в комментариях.