Найти тему
cozy eisbrecher

Самый старый буксир в России

Когда речь заходит о старейших пароходах в России, на ум сразу приходит пароход “Н. В. Гоголь”, построенный в 1911 г. и до сих пор совершающий круизы по Северной Двине. Но, как оказывается, акватория Архангельского порта легко может пополниться судном старше “Н. В. Гоголя” на целых четверть века. В Архангельске на берегу Северной Двины у лесозавода № 23 ждёт своей участи судно, возраст которого без малого 135 лет. Буксир “Радость” был построен в 1886 г. на верфях “Paul Wahl & Co” в финском городе Варкаус. Корпус судна имел длину 17 м. и ширину 3,6 м., в движение судно приводил паровой двигатель мощностью 4 л. с. Изначально судно строилось как пассажирский винтовой катер, позже стало использоваться в качестве служебного судна. В 1905 г. в Архангельских мастерских “Чудинов и Ко” судну заменили двигатель, была установлена паровая машина мощностью уже 12 л. с. Именно наличие деталей и закладной таблички 1905 г. вводит многих в заблуждение и указывается год постройки 1905, хотя буксир старше почти на 20 лет. Будучи еще пассажирским судном, “Радость” совершала дальние рейсы по Северной Двине и обеспечивала транспортное сообщение между многими посёлками, расположенными на реке.

-2

По имеющейся информации, в 1940 г. (возможно, даже немногим раньше) “Радость” приписали к 23-му лесозаводу. Основной работой буксира была буксировка плотов поваленного леса, а также паромная переправа между 22 и 23 лесозаводами.

-3

В 1967 г. буксир снова пережил глобальную модернизацию, архаичная паровая машина была заменена современным на тот момент дизельным двигателем 3Д6 мощностью аж 150 л. с. Буксир с новым сердцем продолжил службу.

Фото с сайта: https://fleetphoto.ru/
Фото с сайта: https://fleetphoto.ru/

В 1985 г. снова встал вопрос о списании судна как морально и технически устаревшего буксира, но экипаж и сочувствующие моряки встали на защиту своей “Радости”, в чего результате удалось договориться и сохранить буксир. Ремонт проводился на судоремонтном заводе “Красная кузница”, на этот раз клёпанные листы корпуса были заменены и закреплены уже сварным способом. Также была заменена и ходовая рубка и настил палубы и палубные механизмы. “Радость”, на тот момент судно возрастом более 100 лет, снова оказалась в строю. Буксир “Радость” продолжил трудиться, перемещая плоты леса и помогая швартовке крупных судов. В 2016 г., после банкротства лесозавода № 23 “Радость” вытащили на берег с формулировкой “на зимовку”, сняли всё что может заинтересовать охотников за цветными металлами (или сдали сами) и бросили.

Казалось бы идеальный музейный экспонат с более чем 135 летней историей, но за последние 5 лет буксиром так никто и не заинтересовался. “Радость” так и лежит килем на грунте и ржавеет. Ледоход и повышение уровня воды время от времени угрожает утащить буксир в море, поэтому всем интересующимся историей флота советуем поторопиться прикоснуться к историческому судну. Вот  координаты: 64.65606395019178, 40.51952603215495

Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.

Мы в Telegram