Найти тему

Неэффективность иммунного ответа – причина опухолевого роста у человека

Наличие и рост опухоли, т.е. совокупности клеток, отличающихся в антигенном отношении от организма-носителя, представляет собой иммунологическую загадку. Главный вопрос состоит в том, что антигенно чужеродная ткань не отторгается. Ситуация прямо противоположна той, которая имеет место при трансплантации (пересадке) аллогенных* тканей или органов (аллогенный трансплантат*- трансплантат, взятый от другого организма).

Если задача при трансплантации – отменить или подавить систему иммунологического надзора, то задача онкологической иммунологии – восстановить или усилить систему иммунологического надзора.

Считается доказанным наличие обеих форм иммунного ответа на опухоль: гуморального с появлением антител и клеточного с накоплением Т-лимфоцитов-киллеров* (киллеры*- клетки убийцы), сенсибилизированных против опухолевых клеток.

Роль антител в противоопухолевой защите «двулика». В одних экспериментах выявляется их защитное действие, в других – противоопухолевые антитела содействуют прогрессивному росту опухоли.

-2

Роль клеточного иммунного ответа одна – разрушение опухолевых клеток. Гуморальная и клеточная формы иммунного ответа на опухоль находятся в своеобразных антагонистических взаимоотношениях. Иммунные лимфоциты распознают антигенные детерминанты опухолевых клеток и уничтожают их. Гуморальные антитела, соединяясь с этими же детерминантами, не способны оказать вредное влияние на опухолевые клетки, но экранируют их от цитопатогенного действия иммунных лимфоцитов. Судьба опухоли и опухоленосителя зависит от соотношения гуморальный/клеточный иммунитет.

-3

Эта концепция, опирающаяся на известный эффект усиления, приобрела большую популярность. В 1974 году Р.Горзински и соавторы показали, что содержащиеся в сыворотке крови блокирующие факторы представляют собой опухолевые антигены, циркулирующие в крови в комплексе с антителами. При этом механизм блокирующего действия заключается не только в том, что антитела закрывают антигенные детерминанты опухолевых клеток, делая их недоступными для лимфоцитов; циркулирующие в крови опухолевые антигены блокируют рецепторы иммунных лимфоцитов. Лимфоциты с заблокированными рецепторами не могут оказать цитопатогенного влияния на опухолевые клетки.

-4

Важно знать, что в общей форме иммунологический надзор постоянно в течение всей жизни индивидуума избавляет его от изменяющихся потенциально опасных в раковом отношении клеток. Рак или злокачественная опухоль из любой другой ткани представляет собой ситуацию, когда родоначальные опухолевые клетки избегают или обходят механизмы иммунной защиты.

Каковы же причины неполноценности иммунного ответа в случаях возникновения и развития опухоли?

Первая– усиливающее рост опухоли действие циркулирующих в крови противоопухолевых антител по типу эффекта усиления.

Вторая– блокада специфических «противоопухолевых рецепторов» на поверхности иммунных лимфоцитов циркулирующими в крови опухолевыми антигенами и блокирующим фактором.

Третья– роль иммунологической толерантности, изученной для вирусных опухолей. Неполная форма вируса содержится в геноме всех клеток организма, включая половые. Вирус от родителей передается детям через половые клетки. Следовательно, вирусные частицы присутствуют в организме с самых первых этапов его эмбрионального развития, обеспечивая становление иммунологической толерантности. У таких организмов любой провоцирующий агент, способствующий превращению неполного вируса в полный, приведёт к развитию опухоли. Иммунный ответ в этом случае несостоятелен вследствие выраженной иммунологической толерантности.

Четвертая – иммуносупрессивное* влияние опухоли (иммуносупрессивное* влияние – влияние, подавляющее иммунный ответ). Предполагают, что раковые клетки выделяют неидентифицированные иммуносупрессивные субстанции.

Пятая– дисбаланс между скоростью развития иммунного ответа и ростом опухоли. В соответствии с этой гипотезой рост опухоли постоянно опережает интенсивность развития популяции реагирующих на неё иммунокомпетентных клеток. При этом иммунный ответ элиминирует те клетки, которые несут наибольшую концентрацию или наиболее сильные опухолевые антигены. Иммунный ответ на раковые клетки со слабовыраженными антигенами развивается медленно или не развивается совсем.

Шестая– генетически детерминированная неотвечаемость на конкретные опухолевые антигены. Предполагается, что организм резистентен, т.е. устойчив, ко всем возможным возникающим в нём антигенно измененным клеткам, в том числе и раковым, до тех пор, пока не появятся аномальные клетки, несущие антиген, по отношению к которому данный индивидуум является низкоотвечающим или неотвечающим. Возможно, включение данным антигеном клеток-супрессоров опережает включение клеток-помощников. Это предположение хорошо согласуется со многими фактами: наличием генетической предрасположенности к определенным опухолям, индивидуальным характером антигенов у всех опухолей, индуцированных у разных индивидуумов одним и тем же химическим канцерогеном.

Гипотеза активации Т-супрессоров имеет экспериментальные подтверждения и перспективна для проблемы иммунотерапии опухолей путем селективной элиминации супрессоров специфическими антисыворотками или иными воздействиями.

Всё вышеизложенное позволяет говорить о том, что в ряде случаев имеет место иммунологическая стимуляция опухолевого роста. Это связывается с блокирующими факторами крови, стимуляцией Т-супрессоров или с существованием опухолей, возможно индуцированных вирусами, размножение которых зависит от наличия и функциональной активности той или иной популяции лимфоцитов. Эти данные не опровергают положений об определяющем значении иммунной системы в противоопухолевой защите; наоборот, они лишний раз демонстрируют её модулирующее влияние на опухолевый рост.

Наука
7 млн интересуются