История менялась у нас на глазах, и мы были в самой гуще всех перемен, принимая в этом потоке событий непосредственное участие. В стране начался острый дефицит продуктов, прилавки в магазинах стояли пустыми, словно по ним Мамай прошелся, появилась скрытая инфляция, была введена карточная система на многие виды продовольствия.
В середине марта 1989 года вышло постановление ЦК КПСС «Об аграрной политике на современном этапе»,положившее начало созданию частного хозяйства, - фермерства.
В Самарской области вместо совхозов и колхозов стали появляться первые фермерские хозяйства.
После окончания экзаменов начались каникулы, и у меня возник вопрос о том, чем заняться летом? Где лучше подработать? Как помочь родителям?
Поскольку после 14 лет путёвок в пионерский лагерь нам больше не давали, а у родителей стали задерживать зарплату, для меня и многих моих друзей актуальной стала тема подработки. Не секрет, что в то время инфляция на глазах обесценивала заработки людей на предприятиях.
К счастью, нам очень повезло со школьной директрисой, которая сумела найти и организовать подработку для старшеклассников. Нашлось фермерское хозяйство и автобус с водителем, с которыми школа и заключила договор. Таким образом, бригада для работ на полях была набрана .
Каждое утро мы собирались у школьного двора, откуда на автобусе нас отвозили на сельхозработы. В первый день нам провели инструктаж по технике безопасности и рассказали, что мы будем делать и как будет оплачиваться наша работа.
Особенно порадовало, что расчет с нами будут проводить еженедельно, а работать будем по 4 часа в день. Но если мы решим работать по 6 часов, то оплачивать будут по двойному тарифу. – С этого дня началось мое погружение в товарно-денежные взрослые отношения с приобретением первого трудового опыта.
ПАЗик бело - голубого цвета водил молодой, но аккуратный шофер Владимир, с которым мы легко нашли общий язык и быстро подружились. Паренек он был весёлый, симпатичный и очень разговорчивый, что нашей девичьей (в основном составе) компании пришлось по душе. При этом мы отдавали себе отчет, что по дороге туда и обратно он нес полную ответственность за нас, поэтому старались вести себя дисциплинированно.
Отрадно, что по окончании первой недели после работы нас отвезли в контору, где каждый, расписавшись в ведомости, получил в собственные руки свой заработок и почувствовал себя Крезом!
Если б вы видели наши восторженные мордашки и ошалевшие от удивления глаза при виде такой огромной (как нам тогда казалось) суммы! Впервые в жизни нас распирало от взметнувшейся вверх гордости, счастья и непомерно раздувшегося, как индюшиный зоб, чувства собственного достоинства!
- А то! Поди-ка, сами заработали, - свои кровные!
Началась горячая пора, – посевная. Работы было так много, что мы едва успевали, засеяв одно поле, переходить на другое! Четыре часа пролетали мигом, и мы стали оставаться на сверхурочные часы, оплата за которые шла по двойному тарифу.
И когда нас просили выйти в субботу, мы с удовольствием откликнулись.
Хотя нас привозили вечером, мои родители, зная, что я приеду не с пустыми руками, ждали меня, чтобы всем вместе поехать на дачу. Дело в том, что при посадке овощей нам разрешали забирать остатки рассады домой, чему несказанно радовались мои родители.
К тому же они знали, что я приеду с деньгами, которые всегда отдавала маме, испытывая внутреннее удовлетворение оттого, что могу внести свою лепту в общий семейный бюджет. Они видели, что я тоже стараюсь ради семьи, и мне даже в голову не приходило оставить себе заначку или потратить свой заработок на собственные «хотелки».
Тот июнь был солнечным и жарким, поэтому Володя, дождавшись обеденного перерыва, вывозил нас то на речку, то на озёра, чтобы мы успели поесть и искупаться
После работы, по дороге домой, он снова заезжал на водоёмы, чтобы мы могли искупнуться. Володя всегда шёл у нас на поводу, не имея сил отказать веселой компании девчонок, а мы пользовались его добротой, почувствовав такую слабинку! Он только одно нам отвечал на наши просьбы остановиться по дороге у очередного озерка:
- Ну как я могу отказать таким замечательным девчатам?! Вы из меня верёвки вьете!
И спасибо ему за то, что он подарил нам такое прекрасное лето! Благодаря Володе мы успевали и поработать, и отдохнуть!
Практически он был для нас не столько водителем, сколько нашим добровольным пионервожатым в трудовом лагере! Я, наверное, ни в одном лагере столько не купалась, как в то лето, когда с нами был Володя! А сколько ужей успела наловить вместе с немногочисленными мальчишками из нашей бригады, чтобы попугать ими визжащих от страха подруг! - Одно удовольствие вспоминать про те веселые деньки и наши невинные забавы!
Самой трудоемкой работой во время посевной кампании была посадка рассады свеклы и капусты, за что нам платили по самому высокому тарифу. Посадка в основном производилась механическим способом. К трактору цепляли специальный прицеп, где было от дух до четырех мест, на которые все хотели попасть, а потому мы менялись по очереди.
Кому не выпало такое счастье, те шли за прицепом, поправляя рассаду. Трактор ехал довольно быстро, и сначала мы за ним не успевали, но потом приноровились, и работать стало намного легче!
Но вот закончилась посевная, с нами полностью рассчитались, и дали неделю отдыха. После этого поездки возобновились, но уже в меньшем составе. Началась прополка, где расценки уже были значительно меньше, и к тому же платить стали нерегулярно.
Меня назначили старшей, поручив вести табель учета рабочего времени. Работа была однообразной, - в основном прополка вручную петрушки, укропа. Такая работа никому не нравилась.
Прополка томатов мотыгой для многих ребят была вообще непонятным делом, а сама мотыга – орудием первобытно-экзотичным, которое они увидели впервые.
Мне пришлось учить их полоть томаты тяпкой. И поскольку нормы никто не отменял, пройдя свою грядку, я помогала отстающим. До конца июля мы ездили на работу в надежде, что нам всё-таки заплатят, но время шло, а обещанных денег так и не было.
Встретившись с директрисой, мы решили прекратить сотрудничество и не ездить на работу, пока нам не заплатят. Но,- увы!- о нас даже не вспомнили!
Вот так мы узнали на собственной шкуре, что за зверь – «рыночная экономика»!
Первые уроки мошенничества были получены!
Но я не унывала: в августе начиналась пришкольная производственная практика, где маловато, но всё же работа детей оплачивалась.
Мне оставалось до крутых перемен всего лишь год, как, собственно, и моей стране. На заре своей юности я вместе со своими сверстниками войду в полный когнитивный диссонанс, увидев закат своего некогда могущественного государства. - История писалась на примере моей биографии…