Найти тему
За Рулем

Автомобили первых лиц Российского государства

Роберт Кеннеди, будучи министром финансов в правительстве своего старшего брата Джона, однажды заметил: «Престиж страны определяется наличием ракет, числом золотых олимпийских медалей и лимузином президента». Действительно, самым заметным атрибутом власти главы любого государства был и остается его экипаж. Кстати, «автомобилизация» политической элиты России началась даже раньше, чем в Штатах. Если Белый дом обзавелся первыми паровыми (!) » White Model M — M » только в 1911 году, то царские конюшни стали превращаться в гаражи еще в первом десятилетии XX века…

Его Императорское Величество государь император Николай Александрович (1868-1918) . Сначала по царскому повелению автомобили появились в русской армии — еще в 1902 году. Почти сразу, судя по дневнику государя, начались постоянные прогулки на «моторах» его брата, великого князя Михаила Александровича и впоследствии почетного президента Императорского российского автомобильного общества. Тогда и начал формироваться царский гараж. Вскоре механиком на государеву службу устроился француз Адольф Кегресс, придумавший впоследствии весьма известный «движитель Кегресса» для российского бездорожья или просто для русской зимы — взамен снятых задних колес на автомобиль устанавливались компактные гусеницы… В распоряжении Николая II имелось свыше 40 машин, начиная от отечественных «Руссо-Балтов» и заканчивая лучшими по тем временам иномарками. А первую скрипку в царском гараже играли роскошные » Delaunay — Belleville «. Эти неординарные французские автомобили, название которых по-русски произносится как «Делоне-Бельвилль», по престижу и техническому совершенству ставились не ниже » Rolls — Royce «. В российский гараж № 1 поступило, по разным источникам, 10-15 машин этой марки. Две из них, самые бесподобные, были сделаны специально для Николая II и обозначены индексом SMT («Sa Majeste le Tsar» — «Его Величество Царь»). Они попеременно служили представительским автомобилем императора в зависимости от сезона: летом — открытый «дубль-фаэтон», а зимой самодержец ездил на «Делоне» с полузабытым ныне типом кузова » chauffeur — coupe «. Водителя и офицера сопровождения от непогоды защищала только крыша, тогда как задние сиденья находились в полностью закрытом салоне, который был отделан красным деревом и дорогим сукном, имел встроенный буфет и даже электрическое освещение. Да что там освещение! Когда открывалась дверь пассажирского салона, из кузова синхронно откидывалась подножка (и чего пару лет назад американцы надували щеки, наделив » Lincoln Navigator » похожим устройством?). Техническое совершенство » Delaunay — Belleville » способно поразить и сегодня. Как, например, вы думаете, заводился мотор? Ведь электростартер тогда еще не придумали. Очень просто — с ходу. Система пневмопуска позволяла тронуться совершенно бесшумно и проехать несколько сотен метров на сжатом воздухе. Этого вполне достаточно, чтобы завести мотор. Затем заработавший двигатель через специальный насос возобновлял запас сжатого воздуха. Недаром машина оснащалась системой подкачки шин и встроенными в кузов пневматическими домкратами. Иначе «вся королевская конница, вся королевская рать» не смогли бы автомобиль поднять, поскольку весил экипаж около четырех тонн — примерно как современный » Hummer HI «. По длине закрытый «Делоне» соперничал с нынешними представительскими машинами ( 5 м 34 см ), а его высота кажется огромной для легкового автомобиля и поныне — почти 2, 5 метра ! Как вам двигатель объемом 11, 8 литра? Он развивал мощность 70 сил, отличался бесшумной работой и супернадежностью. Так, в каждом цилиндре имелось по две свечи, подключенных к разным, дублирующим друг друга системам зажигания. Если откажет одна, можно добраться до места на другой. Когда Николай II отправлялся в дальние поездки, громадный «Делоне» грузился в отдельный железнодорожный вагон. В другом ехали водитель и механик с грузом запчастей. Последние, впрочем, обычно оставались невостребованными. Ведь до капремонта эти французские мастодонты могли проехать около 300.000 км ! Закрытый » Delaunay — Belleville SMT » сохранился до наших дней — правда, сам Николай II на этой машине никогда не ездил, и экспонируется она во французском музее. Этот «Делоне» изготовили в 1916 году для царского гаража. Автомобиль представлял собой усовершенствованную модель с карданной передачей (раньше энергия двигателя передавалась на задние колеса цепью). Из-за войны и революционной неразберихи новенький » Delaunay — Belleville SMT » так и не покинул историческую родину… Закрытый царский «Делоне» исчез бесследно. Зато судьбу «дубль-фаэтона» сумел выяснить неутомимый исследователь отечественной автомобильной истории Лев Михайлович Шугуров. Он установил, что Адольф Кегресс бежал на этой машине в Финляндию подальше от «русского бунта, бессмысленного и беспощадного». В Скандинавии царский фаэтон несколько раз перепродавался. Так, в 1919 году «Делоне» был поставлен на учет в Швеции, где он обслуживал постояльцев стокгольмского отеля «Клара Ларссон». Через пару лет огромную машину переделали в туристический автобус, и затем ее следы теряются…

Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1870-1924 ). Сначала царский гараж перешел в распоряжение Временного правительства, а после Октябрьской революции некий пробольшевистски настроенный инженер распорядился перегнать в Смольный 26 автомобилей. За Лениным закрепили несколько французских лимузинов. Во-первых, это » Turcat — Mery 28″ 1910 года (по-русски название марки произносится как «Тюрка-Мери»), снабженный четырехцилиндровым мотором мощностью 50 сил. Во-вторых, » Delaunay — Belleville 45″ 1913 года (6 цилиндров, 11,8 л , 70 л . с.) с закрытым кузовом «лимузин» и открытым «дубль-фаэтон». В марте 1918 вместе с новым правительством в Москву перебрались и 22 машины. За семьей Ленина было закреплено несколько автомобилей. Среди них в историю прочно вошел » Renault 40 CV » с кузовом «ландоле» работы фирмы » Kellner «. Еще до войны эта машина демонстрировалась на IV Международной выставке в Петербурге, а потом она была куплена для гаража Николая II . Огромный представительский автомобиль длиной 5,3м приводился в движение 7,5-литровым шестицилиндровым мотором мощностью 40 сил. Именно на этом » Renault » шофер Степан Гиль и привез Ленина на завод Михельсона, где в него стреляла эсерка Каплан. До наших дней машина не сохранилась, поэтому ради соблюдения исторической справедливости для съемок сцены покушения в фильме «Ленин в 1918 году» пришлось сделать копию передней части кузова и левого борта исторического автомобиля. «Аскетичным вождем мирового пролетариата» Ленин выглядел только в многочисленных рассказах Бонч- Б руевича. На самом деле Владимир Ильич знал толк в роскоши: в 1920 году главе торговой делегации РСФСР Леониду Красину было поручено купить в Англии два новейших шасси » Rolls — Royce Silver Ghost 40/50″ , которые снабжались бесшумными и плавными рядными «шестерками» ( 7,4 л , 75 сил). Каждый из этих автомобилей обошелся нищему государству дороже, чем… паровоз. Ведь железнодорожную технику молодая республика тогда тоже закупала за границей. Судьба двух «Роллсов» сложилась по-разному. Экземпляр с кузовом «торпедо», сделанным ателье » Barker » , служил разъездной машиной Ленина. Именно на ней Владимир Ильич с женой Надеждой Константиновной Крупской и сестрой Марией осенью 1923 года в последний раз выехал в люди, показавшись на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. После смерти вождя сановный автомобиль волею судеб попал аж в Рыбинск, где по причине полного отсутствия запчастей трансформировался в уродца с двигателем от полуторки. К счастью, в 1959 году ленинский » Rolls — Royce » разыскали, отреставрировали, и теперь этот автомобиль экспонируется в Историческом музее. Второй «Ролле» на Путиловском заводе переделали на полугусеничный ход, изобретенный Кегрессом. В официальную «Лениниану» этот автомобиль вошел незаслуженно. Так, во время обязательного для каждого пионера посещения заповедника «Горки Ленинские» я своими ушами слышал душещипательный рассказ о том, что Ильич на этом автомобиле не только ездил в Кремль и на разные официальные мероприятия (даже на открытие ГЭС под Волоколамск), но и катал на нем окрестных ребятишек… Все это, мягко говоря, не соответствует действительности. Какие поездки в Кремль? Какой вояж под Волоколамск? Когда автомобиль доставили на ЗИЛ для реставрации, специалисты были удивлены идеальным состоянием «Роллса». Он практически не использовался! Но разве можно было в 1960 году, в СССР, подвергать сомнениям, даже в мелочах, канонизированную биографию Ульянова-Ленина? …

Иосиф Виссарионович Джугашвили-Сталин (1879-1953) . Гараж особого назначения (ГОН) был создан в соответствии с декретом Совета народных комиссаров от 5 января 1921 года. Автомобили для него закупались и распределялись централизованно. Благодаря ГОНу в 20-30-х годах прошлого столетия престижные заокеанские «Паккарды» стали в России более весомым символом власти, чем даже в Америке. Машины этой марки водили (именно водили, а не ездили с шоферами) Клим Ворошилов и Валерий Чкалов. Причем «первый красный офицер» имел в своем распоряжении шикарный фаэтон, как у президента США Франклина Рузвельта, тогда как «лучший летчик Советского Союза» довольствовался обычным седаном. А вот Сталин и его правая рука Лаврентий Берия ездили на огромных флагманских «Паккардах». Эти исполинские бронированные лимузины назывались «шестиоконными» (они имели по три боковых окна с каждой стороны). Один из таких «Паккардов» сохранился — машина сыграла «автомобильную роль» в знаменитой киноэпопее «Освобождение»…

В 1936 году СССР обзавелся собственным представительским автомобилем — ЗИС-101. Автомобиль походил на американский «Бьюик 61» и вполне устраивал советскую номенклатуру, но только не кремлевскую знать. Дело в том, что кузов автомобиля с каркасом из бука не годился для бронирования. В качестве эксперимента была изготовлена пара ЗИС-101Э («Экстра») с усиленным корпусом и форсированным (с 90 до 120 сил) мотором. Но и эта машина не пришлась ко двору… В 1938 году для ГОНа было закуплено несколько новейших » Packard Twelve «. Как следует из названия, автомобили-мастодонты были снабжены 12-цилиндровыми моторами (8, 2 л , 155 сил). Двигатель VI 2 обеспечивал исполинским лимузинам максимальную скорость 155 км/ч . Передняя независимая подвеска гарантировала завидную по тем временам плавность хода. Салон отличали тщательно продуманные системы вентиляции и отопления, наличие радиоприемника и огромный задний диван с двумя регулировками. Бронированный вариант «Паккарда» весил свыше четырех тонн. Именно на таком чудище Сталин и разъезжал по Тегерану, который кишел немецкими шпионами, во время знаменитой конференции глав стран-союзников. … Генералиссимусу, Герою Советского Союза и дважды кавалеру ордена Победы не пристало пользоваться иномаркой. В 1946 году подготовили полноценную замену любимому сталинскому «Паккарду». Это был ЗИС-115, бронированная версия лимузина ЗИС-110, который, в свою очередь, был отчасти видоизмененной копией » Packard 180″ 1942 модельного года. «Генподрядчиком» этого заказа выступил генерал Власик, начальник личной охраны вождя, заодно командовавший и ГОНом. Внешне бронированные ЗИСы отличали противотуманный фонарь над бампером, отсутствие переднего номерного знака, выпуклые колесные колпаки и толстенные спецшины из Ярославля, которые еле-еле помещались в колесных нишах. Хотя внешне правительственный ЗИС-115 весьма походил на обычный ЗИС-110, технически это был во многом другой автомобиль. Бронированный лимузин весил почти как легкий танк — снаряженная масса достигала 7,3 т! Автомобиль имел форсированный шестилитровый мотор ( 162 л . с. вместо стандартных 140) и более эффективные тормоза с барабанами увеличенного диаметра. Вместо серийного заднего моста лимузин имел куда более крепкий модифицированный механизм от грузовика ЗИС-151. Тяжеленные бронированные двери не только фиксировались двойными замками с гигантскими личинками, но также имели для страховки… накидные цепочки. Роль стеклоподъемников исполняли гидравлические домкраты — только они могли справиться с огромными пулестойкими окнами в три пальца толщиной. Ездить быстрее 100 км/ч этот передвижной монумент культу личности не мог, что, впрочем, и не требовалось при гарантированной «зеленой улице». На склоне лет Сталин стал маниакально подозрительным. Маршрут следования он всегда называл в последний момент, ничуть не беспокоясь о проблемах, которые возникали у охраны. Из-за этого Власику даже пришлось держать во внутреннем дворе Большого театра постоянную «подставу» из нескольких скоростных автомобилей, которые при необходимости быстро расчищали дорогу правительственному кортежу. Даже процедура его старта была шедевром «активной безопасности». Место своей машины в колонне Сталин выбирал сам. Пока он шел от подъезда к автомобилю, шофер должен был заблаговременно включить первую передачу и держать обе руки на руле. Причем ездил Хозяин на среднем ряду сидений — раскладных, тесных и не очень удобных. Спереди и сзади его прикрывали люди из ближайшего окружения. Маршал Жуков, который однажды удостоился чести проехать на автомобиле вместе с вождем, был весьма удивлен такой рассадкой. Ситуацию разъяснил начальник сталинской охраны Власик, сидевший спереди: «Если стрелять будут спереди — попадут в меня. Если сзади, тогда в вас, Георгий Константинович… » Всего было сделано несколько десятков ЗИС-115. Штук 20 машин находилось в Москве и Ленинграде, несколько — в Крыму и на Кавказе, где Сталин любил отдыхать. До наших дней дожило немного автомобилей. Это несколько сановных броневиков в коллекции московского Политехнического музея, по одному экземпляру в автомобильном музее Риги и в гараже северокорейского лидера Ким Ир Сена. Раньше считалось, это — все. Однако в 1995 году в Пекинском военном музее был выставлен лимузин Мао Цзэдуна, подаренный Сталиным в 1949 году. Затем в частной английской коллекции объявился еще один ЗИС-115 Великого кормчего, проданный с аукциона вместе с его же » Mercedes — Benz 600″.

Никита Сергеевич Хрущев (1894-1971) . Преемник Сталина был и остается одной из колоритнейших фигур среди глав Российского государства. С одной стороны, Никита Хрущев был истовым ленинцем, искренне утверждавшим с кремлевской трибуны, что «советский народ через 20 лет будет жить при коммунизме». С другой, уже с трибуны ООН, он обещал показать империалистам кузькину мать. И ведь показал! По крайней мере, СССР впервые стал состязаться с Америкой не только в гонке вооружений. Помимо водородной бомбы и атомных подлодок в стране появились и более-менее приличные товары народного потребления, а машины впервые не только распределялись, но и продавались. После прихода к власти Хрущева сразу начались работы над новыми флагманами советского автопрома. В 1956 году на ВДНХ демонстрировался экспериментальный «ЗИЛ Москва «. Внешне автомобиль очень походил на американский » Cadillac Fleetwood «. В серию он не пошел. Видимо, потому, что современный кузов скрывал архаичное шасси от ЗИС-110. Создание новой ходовой части требовало времени, которого не хватало. Поэтому для правительственного ЗИЛа было решено использовать механизмы от проектируемого ГАЗ-13 «Чайка», весьма напоминавшего » Packard Carlbian » 1956 модельного года — на ЗИЛе с американской модели просто сняли копию. Весьма похожий на первую «Чайку» лимузин ЗИЛ-111 имел независимую переднюю подвеску и рессорную сзади, оснащенную телескопическими амортизаторами. «Автомат» управлялся кнопками на панели. Руль вращался очень легко благодаря гидроусилителю. Источником движения служил шестилитровый V 8 мощностью 200 сил. Автомобиль весил 2,6 т, поэтому при внушительной мощности был относительно тихоходен. С места до 100 км/ч он разгонялся за 23 с. Максимальная скорость достигала 170 км/ч . Более шикарная модификация ЗИЛ-111А имела кондиционер. Подобно базовой версии, она оснащалась также электрическими стеклоподъемниками, смывателем лобового стекла и коротковолновым радиоприемником. Вообще, многое из этого оборудования встречалось и на «Чайках», однако статус ЗИЛа был несравненно выше. Если в Горьком (ныне Нижний Новгород) ежегодно изготавливалось свыше сотни ГАЗ-13, то правительственные ЗИЛы производились тиражами в 10-12 штук. В отличие от своего предшественника Хрущев не отсиживался за «железным занавесом». Никита Сергеевич много ездил по миру, и, как говорят, в соответствии с его пожеланиями был оформлен ЗИЛ-111Г, который появился в 1962 году. Автомобиль воплощал собой некий собирательный образ престижных «Кадиллаков» и «Крайслеров» начала 60-х годов.

Леонид Ильич Брежнев (1906-1982) . Все, что связано с автопарком Леонида Брежнева, придется разбить на официальную и неофициальную части. Первая началась в 1967 году, когда морально и физически устаревший ЗИЛ-111Г сменил ЗИЛ-114. Впервые флагман советского автопрома не копировал иномарку, а то, что машина отдаленно напоминала » Lincoln Continental » и » Opel Diplomat » , можно отнести на счет общемировой тенденции. Новый седан длиной более шести метров как нельзя лучше соответствовал великодержавным амбициям руководства СССР. Угловатый ЗИЛ-114 выглядел не столько красиво, сколько монументально. В роскоши и богатстве оснащения автомобиль не уступал лучшим иномаркам высшего класса. Полированное дерево в отделке имелось по всему салону, передние сиденья были кожаными, но задние обтягивались дорогой тканью — она комфортабельнее и когда холодно, и когда жарко. Кондиционер входил в штатное оснащение машины. Кстати, поначалу он был слишком мощным и кое-кто из сановных пассажиров успел заработать в новом ЗИЛе радикулит. Впоследствии недостаток устранили… «114-й» оснащался специально для него разработанной стереомагнитолой, радиотелефоном, а также интеркомом для связи с водителем и офицером сопровождения. В машине имелись охлаждаемый бар, центральный замок и откидная рулевая колонка на шарнире, которая облегчала посадку-высадку водителя. Из технических особенностей отметим противоклевковую систему в подвеске и впервые примененные в отечественном автомобилестроении дисковые тормоза на всех колесах. Причем педаль тормоза была настолько широкой, что нажимать на нее можно было хоть двумя ногами. А вместо педали сцепления (ЗИЛ оснащался «автоматом») была установлена педаль стояночного тормоза, рядом с которой находилась ножная кнопка переключения света с ближнего на дальний и наоборот. Новый V 8 с верхними клапанами и транзисторным зажиганием, имея объем семь литров, развивал 300 сил. Его тяги хватало, чтобы седан весом за три тонны мог набирать первые 100 км/ч за 13,5 с и выжимать на прямой до 190 км/ч . За качеством выпускаемых ЗИЛ-114 следили очень строго. Так, каждая машина после проверки на стенде для выявления малейших неполадок обкатывалась 500- 1000 км . Затем автомобиль заново красили и полировали. Начиная с ЗИЛ-114, возродилась забытая, казалось, традиция бронирования автомобилей первых лиц нашего государства. Из-за попытки убийства Брежнева 22 января 1969 года… В КГБ поступили сведения о возможности покушения, поэтому в последний момент служба безопасности поменяла расположение машин в правительственном кортеже, который следовал в Кремль после торжественной встречи космонавтов. Брежневский ЗИЛ поставили на седьмое место, а лимузин с космонавтами Береговым, Леоновым, Николаевым и Терешковой сделали вторым. Именно по нему и открыл огонь Виктор Ильин, лейтенант Советской Армии, затаившийся возле Боровицких ворот. Космонавты среагировали мгновенно: Леонов уложил коллег на пол, а Береговой прижал к тормозу ногу смертельно раненного водителя Ильи Жаркова… После этого инцидента ЗИЛы генсеков стали бронировать. В 1971 году появился ЗИЛ-117, представлявший собой укороченную версию модели «114». Машина отличалась также иной решеткой радиатора и другими дверными ручками. Автомобиль был рангом пониже: если на огромных ЗИЛ-114 разъезжали Брежнев и члены Политбюро ЦК КПСС, то кандидатам в эти самые члены полагался короткий ЗИЛ-117. Что касается министров, им приходилось довольствоваться «Чайками»… Эта машина была легче «114-го», а потому быстроходнее. ЗИЛ-117 стал первым серийным отечественным автомобилем, способным достигать рубежа в 200 км/ч . Плановая смена поколений произошла в 1978 году, когда началась сборка ЗИЛ-115, он же ЗИЛ-4104 (заводская индексация не поспевала за новым ГОСТом в советском автомобилестроении). Уже после перестройки выяснилось, что готовый макет нового ЗИЛа отправляли в Англию, где специалисты фирмы «Карсо» разработали интерьер и предложили добавить сзади меленькое прямоугольное окошко. Что касается технических отличий, то на смену двухскоростному «автомату» пришел трехскоростной. Объем V 8 увеличился до 7,7 л . Его паспортная мощность достигала 315 сил, однако на некоторых экземплярах его отдачу доводили до 400 л . с. По традиции, сиденье водителя было лайковым, а задний диван обшивался серым сукном. Для Брежнева, который питал страсть к азиатской пышности, сделали ЗИЛ с особым салоном. Интерьер был выдержан в красных тонах, украшен золотым шитьем, а пол устилал леопардовый ковер. Задний диван регулировался с помощью электромотора. Леонид Брежнев обожал машины и старался быть в курсе дел мирового автомобилестроения. Недаром американский журнал » Motor Trend » в 70-х опубликовал заметку под названием «Нас читает этот бровастый парень!», в которой констатировался малоизвестный тогда факт, что глава СССР самозабвенно увлекается автомобилями. А москвичи нередко видели проносящиеся по Рублевскому шоссе и Кутузовскому проспекту «Мерседес», «Ролле», «Кадиллак» или совсем диковинный для СССР » Maserati «. Охрана не особенно волновалась за Хозяина, зарекомендовавшего себя очень приличным водителем, а вот иностранцев генсек периодически вгонял в ступор… Историк и популяризатор кремлевского закулисья Рой Медведев вспоминал совершенно удивительные случаи. Во время визита в ФРГ Брежневу подарили спортивный » Mercedes «. Так он просто сел и поехал, игнорируя скоростные ограничения, а остановился только в 150 км от Бонна. Подоспевшему сопровождению Леонид Ильич сообщил, что «машина хороша, но больше подошел бы другой цвет». Разумеется, главе СССР пошли навстречу. Американский госсекретарь Генри Киссинджер привез в Москву купленный по совету посла Добрынина » Cadillac » и вынужден был принять участие в головокружительных «испытаниях» на подмосковных дорожках. После чего гостеприимный хозяин покатал его вдобавок и на катере на подводных крыльях. Однако больше всего натерпелся страху президент США Ричард Никсон, преподнесший совершавшему официальный визит Брежневу » Lincoln Continental Mk III » ручной сборки, с велюровым салоном и табличкой на торпедо: «На добрую память. Самые лучшие пожелания». К несчастью, дело было в загородной резиденции Кэмп-Дэвид, а президент Америки имел неосторожность уступить энергичным жестам гостя, предлагавшим сесть на пассажирское сиденье. Никсон и помыслить не мог, что русский вздумает устроить пробную поездку по окрестным извилистым дорожкам. Впоследствии Никсон вспоминал, что молился о том, чтобы им не налететь на патрульный джип и чтобы этот сумасшедший, не знавший английского, понял его заклинания: «Медленный спуск»! После смерти Генерального секретаря вся его автомобильная коллекция, включавшая даже один » Mercedes — Benz 600″ , была потихоньку распродана.

Ю рий Владимирович Андропов (1914-1983) , Константин Устинович Черненко (1911-1985) . Времена правления этих двух генсеков лично для меня сливаются в единый период, который политологи именуют «геронтократией» — в Кремле правили старцы. Тогда обязательной принадлежностью кортежа главы государства стал универсал ЗИЛ-41042. Из-за высокого кузова характерной формы в народе этот автомобиль называли «катафалк». На самом деле машина несла обратную функцию: при необходимости она была призвана возвращать главу СССР к жизни. Реанимобиль имел самое лучшее медицинское оборудование, в нем ездила бригада первоклассных врачей. Кстати, не одни только кремлевские правители такие мнительные: после убийства Кеннеди врачи в обязательном порядке сопровождают и президентов США. По сообщению английской прессы, в представительском «Кадиллаке» Буша есть медицинское оборудование и тройной запас крови для переливания. Универсалов ЗИЛ-41042 сделали четыре штуки: два выполняли медицинские функции, а другие два использовала охрана — ведь в огромном грузовом отсеке можно было установить даже пулемет на турели! В середине 80-х собрали еще несколько примечательных ЗИЛов под названием «Скорпион». Это были специальные машины для охраны правительственных кортежей. Несколько лет назад такой автомобиль побывал на тесте «Клаксона». Далее мы приводим выдержку из нашей статьи, благодаря которой вы поймете, что представлял собой грозный «Скорпион»… Глядя на мчащийся правительственный кортеж со стороны, «Скорпион» было трудно отличить от обычных ЗИЛов. Но если есть возможность разглядеть машину внимательно, сразу увидите детали, которых нет на обычном автомобиле. Как проступающая под пиджаком кобура выделяет человека-секъюрити, так и широченные подножки и огибающие крышу длинные поручни выдают в «Скорпионе» автомобиль, созданный специально для сопровождения правительственных кортежей. А еще — огромный люк в полкрыши. Из него можно вести круговой обстрел, что из обычной машины, как вы понимаете, делать невозможно. Широкие подножки и поручни позволяют охране вскакивать на движущийся автомобиль ведь правительственный кортеж не должен останавливаться, чтобы не стать легкой мишенью. Пассажирский отсек далек от роскоши лимузина. Это примитивное «рабочее помещение» с пятью пластиковыми креслицами вроде тех, что устанавливаются на стадионах. Центральное сиденье двигается назад-вперед по двум «рельсам», проложенным посередине салона. Кресла жестки и не особо удобны. Все правильно: охране расслабляться не к лицу. Водительский салон «Скорпиона» ничем не отличается от обычного зиловского. Пара широких и мягких кожаных кресел. В глубине интерьера таинственно блестит «каракуль» вставок из натуральной карельской березы. Отворяю тяжелую водительскую дверь (да, здесь не подходит глагол «открываю» — именно «отворяю», поскольку створка, как мне показалось, весит под центнер). Впереди простирается огромный капот, который, кажется, может послужить посадочной площадкой для маленького геликоптера. Правая рука ложится на широкий набалдашник рычага «автомата». В коробке всего три передачи. Впрочем, огромный V 8 обладает настолько неимоверной тягой, что зиловские лимузины 70-х годов вообще обходились 2-скоростными (!) автоматическими КПП. По объему двигателя ЗИЛу позавидует любой » Brabus «. Он достигает 7,7 л ! Поэтому мощность, несмотря на старомодный карбюратор, достигает внушительных 315 сил. Когда нажимаешь акселератор, огромный V 8 с неожиданной легкостью приводит супертяжелую машину в движение — так ветер сдвигает с места смятую в ком газету. Разгоняется «Скорпион» напористо, не уступая многим иномаркам. На шоссе автомобиль способен набрать 200 км/ч . И тогда не верится, что машина весит свыше трех тонн! А если быть точным, снаряженная масса ЗИЛа составляет 3.335 кг . Если все автомобилестроители борются за облегчение своих изделий, то для автомобиля-телохранителя огромная масса — благо. Водитель «Скорпиона» может таранить даже тяжелый джип. Заслон будет сметен! Сейчас в качестве автомобилей охраны часто используют большие внедорожники. На их фоне ЗИЛ обладает замечательным преимуществом — в отличие от джипа этот автомобиль невозможно опрокинуть. Вы можете бросать его в занос на сухом асфальте, круто перекладывать из стороны в сторону и далее в боковом скольжении биться о низкое препятствие (почти полная гарантия опрокидывания для большинства машин), «Скорпион» останется стоять на четырех колесах .

Михаил Сергеевич Горбачев (родился в 1931 году) . Последнему генсеку и первому президенту СССР подавали такой же ЗИЛ, как и остальным членам Политбюро. От «членовозов» 70-х годов он отличался более массивной, обильно хромированной решеткой радиатора, прямоугольными фарами, оранжевыми вместо красно-белых подфарниками, передними боковыми стеклами без форточек, обогреваемыми наружными зеркалами в цвет кузова, массивными бамперами с резиновыми вставками и крыльями без хромированных кантов. Рестайлинг оказался удачным: автомобиль, не растеряв присущей ему «державности», выглядел современнее и не столь напыщенно. Лимузины длиной 6,33 м снаряженной массой 3,6 т отличали высочайший уровень пассивной безопасности и выдающаяся устойчивость. Безопасность, кстати, «проверил» министр обороны Дмитрий Устинов, попавший в необычную для Подмосковья аварию — его ЗИЛ налетел на лося. От сохатого остались рожки да ножки, а экипаж лимузина не пострадал. Увы, но внешним «тюнингом» модернизация и ограничилась. Технически автомобиль мало отличался от ЗИЛов конца 60-х годов: кузов на раме, карбюраторный V 8, примитивный «автомат», зависимая задняя подвеска… Необходимость замены архаичной конструкции зиловцы осознали давно. Еще в 1982 году они подготовили макет лимузина «4102» с несущим кузовом, который можно было защищать броней. Однако тогда что-то не сложилось, к проекту вернулись только в конце 88-го. За несколько месяцев сделали два прототипа, похожих на первоначальный вариант. Двигатель остался прежним, но был «капсулирован» — то есть заключен в особую шумопоглощающую оболочку. Многие детали кузова были выполнены из стеклопластика. Но вскоре проект закрыли — после развала СССР заказчики ЗИЛов частью перевелись, частью пересели на престижные иномарки. Горбачев же и его приближенные до последнего пользовались советскими лимузинами. Так, во время официального визита в Японию партийно-правительственную делегацию сопровождали аж девять ЗИЛов.

Борис Николаевич Ельцин (родился в 1931 году) . Став президентом Российской Федерации в 1991 году, Ельцин поначалу ездил на ЗИЛе. Однако архаичный лимузин уже не отвечал современным требованиям по надежности и безопасности. Поэтому во второй половине 90-х президент пересел на » Mercedes — Benz S 600 Pullman » в «140-м» кузове с уровнем защиты В6/В7. Это тяжелое бронирование, обеспечивающее защиту от пуль калибров 7,62 мм (автоматы «Калашников» , » M 14″) со стальным сердечником, 5,56 мм (» M 16 Colt «) и ручных гранат. На таком же «Мерседесе» и поныне ездит Владимир Путин. Президентский лимузин имеет заводское бронирование — автомобиль изначально делается как броневик. По всей технологической цепочке проходят специально спроектированные и изготовленные детали и узлы. На практике это означает, что сначала изготавливается приваренный к основанию каркас. Затем к нему внахлест, дабы избежать стыков, которые может раздвинуть пуля, крепятся бронеплиты и крыша, вырезаемые компьютеризированными плазменными резаками. Особое внимание уделяется имеющим массу отверстий и полостей дверям. Необходимо исключить даже теоретическую возможность сквозного прохождения пули по этому лабиринту. Да и петли необходимы особенные, ибо весят двери более центнера каждая. Когда защитная капсула готова, происходит ее остекление. Процедура весьма трудоемкая: лобовое стекло весит 130- 140 кг , а боковые — по 25- 30 кг . Затем осуществляется протяжка проводки и установка второстепенного оборудования наподобие гидронасоса приводов боковых стекол (он помещен в багажнике) и системы пожаротушения, срабатывающей как автоматически, при разогреве моторного отсека до 160 градусов, так и принудительно. Поскольку автомобиль готовится для эксплуатации в экстремальных условиях, его шасси имеет мало общего с обычной продукцией — требования к деталям подвески предъявляются очень жесткие. Что касается пробных обстрелов, мерседесовцы проводят его не только из стандартного оружия, но также из изготовленного по спецзаказу — оно позволяет имитировать огонь из таких «стволов», которые террористы еще могут раздобыть, а законопослушные граждане — нипочем. Только таким образом можно достоверно оценить проделанную работу и убедить заказчика, что автомобиль отвечает мировым стандартам защиты.