Пожалуй, ни один авианосец не подвергался таким издевательствам и таким неприятностям, как "Адмирал Кузнецов", единственный российский авианесущий крейсер и единственный корабль своего класса.
Предназначенный для того, чтобы открыть новую эру для советской морской авиации, он был вооружен до зубов и имел новые самолеты, но почти сразу стало ясно, что "Адмирал Кузнецов" не оправдает ожиданий.
Постоянные механические проблемы и поломки в сочетании с нехваткой ресурсов и плохим оснащением серьезно повлияли на его способность конкурировать со своими коллегами по НАТО. Все эти проблемы означали, что "Адмирал Кузнецов" рассматривался скорее как витрина ВПК СССР, чем как реальная угроза, но он до сих пор остается флагманом российского флота, и министерство обороны полно решимости удержать его в строю, а его ходовые испытания назначены на 2022 год.
Первоначально названный "Рига", он был спущен на воду в 1985 году как "Леонид Брежнев", начал ходовые испытания как "Тбилиси" и был официально введен в строй как "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" в 1990 году.
Во многих отношениях он должен был стать первым настоящим авианосцем Советского Союза. Предыдущие классы могли нести только вертолеты Ка-27 или Ка-31 или истребители вертикального взлета и посадки Як-38. У "Кузнецова" же, помимо вертолетов, было авиакрыло из новых истребителей Су-33 и Су-25УТГ.
Самолеты должны были взлететь с трамплина, еще одно нововведение для советского флота. Единственное, что у него было общего с другими советскими кораблями - это мощное ракетное вооружение: 12 противокорабельных крылатых ракет Р-700 "Гранит" с радиолокационным наведением и 190 зенитных ракет.
Из-за распада СССР "Адмирал Кузнецов" не был полностью введен в строй до 1995 года. Его "родственник" корабль "Варяг" был продан китайскому бизнесмену в 1998 году якобы для того, чтобы превратить его в казино. Это судно стало "Ляонином", первым китайским авианосцем, и чертежом для второго - "Шаньдуна".
С момента вступления в состав Северного флота в 1991 году "Адмирал Кузнецов" стал известен благодаря своим поломкам и неисправностям. Находясь у берегов Турции в январе 2009 года, он пострадал от пожара, в результате которого погиб один член экипажа. Месяц спустя он был вовлечен в неприятность связанную с разливом нефти у берегов Ирландии, в результате которого в океан утекло около 300 метрических тонн нефти.
Несмотря на многочисленные неисправности, его все еще видели изрыгающим массивные облака дыма, когда он приплыл в Сирию в 2016 году для своего единственного боевого развертывания, во время которого произошло еще больше неудач. Два реактивных самолета, Су-33 и Миг-29К, рухнули в воду из-за того, что при посадке у авианосца оборвался трос. Эта проблема вынудила перебросить остальную часть авиакрыла авианосца на авиабазу Хмеймим в Сирии.
Даже в порту неприятности адмирала Кузнецова продолжались. В 2018 году плавучий сухой док, удерживающий авианосец, затонул, и 70-тонный кран проломил полетную палубу. В результате инцидента погиб один рабочий, еще четверо получили ранения и на палубе образовалась большая дыра. Потеря плавучего сухого дока вынудила объединить два небольших сухих дока в один большой, чтобы продолжить работу. Год спустя, когда рабочие вели сварку в машинном отделении, вспыхнул пожар. Два человека погибли, еще 11 получили ранения. Совсем недавно был арестован директор судоремонтного завода, курировавший ремонт, и обвинен в хищении около 45 миллионов рублей, выделенных на ремонт авианосца.
Переоборудование позволило увеличить авиационную мощность авианосца с 24 до 26 истребителей и до 12 вертолетов. Модификации также направлены на модернизацию электроники и двигательной установки и, скорее всего, уберут ракеты Р-700. Россия также приложила усилия к замене или модернизации устаревшего Су-33, поскольку он действительно способен вести воздушную войну только с ограниченными возможностями наземного нападения. Ожидается, что МиГ-29К, военно-морской вариант МиГ-29, будет играть большую роль в будущих авианосных крыльях России. Носитель также мог нести ударный вертолет Ка-52К "Катран".
Подписывайтесь!