Найти тему
Remont1969

Два шага вперед. Pierce-Arrow Armoured AA Lorry. 1915. Лучшая ЗСУ Первой мировой.

Секрет успеха любого образца бронетанковой техники - комбинация маневра, защищенности и вооружения в целях решения задачи. Зенитные самоходные установки на шасси грузовиков Пирс-Эрроу с автоматическими 40-мм пушками Максим-Виккерс и достаточной для защиты от пуль и осколков броней стали лучшим образцом ЗСУ поля боя времен Первой Мировой.

Pierce-Arrow Armoured AA Lorry/Зенитный бронированный грузовик на шасси Пирс-Эрроу

Страна: Великобритания

Производитель: Wolseley Motors Ltd

Год выпуска: 1915

На вооружении: 1915–1917

Применение: Royal Marine Artillery

Кол-во построено: 48

Масса: 6,100

Размеры: 5200х1900х1800 мм

Экипаж: 5

Бронирование: 0,20-0,28 дюйма (5-7,8 мм)

Вооружение 1 x 2-фунтовая (40-мм) зенитная пушка QF 2-pounder naval gun, 1 x .303 дюйма (7,7 мм) пулемет Виккерс

Шасси: Pierce-Arrow 5-ton

Двигатель 4-цилиндровый бензиновый, 30 л.с.

Эта статья о моторных блиндированных орудиях на шасси грузовиков Пирс-Эрроу входит в цикл статей о зенитных машинах, построенных в Великобритании. Предыдущую статью о зенитных броневиках на шасси Остин можно прочитать здесь: На службе флота. 37-мм зенитная пушка на шасси Остин. 1914. Первые британские зенитки.

Весной 1915-го года на польском направлении Российская императорская армия применила новый тип оружия - бронеавтомобили вооруженные автоматическими пушками на шасси Паккард и Маннесман-Мулаг. Это были первые промышленно произведенные средние бронеавтомобили. Применение автоматических пушек системы Виккерса-Норденфельда было успешным как в качестве средства поддержки пехоты, разрушения легких полевых укрепления и ведения заградительной зенитной стрельбы.

Броневик Паккард Ижорского завода РИА с пушкой Максима-Норденфельда..
Броневик Паккард Ижорского завода РИА с пушкой Максима-Норденфельда..

Британское адмиралтейство, заказывая 30 сентября 1914 года зенитные бронированные грузовики у "придворной" фирмы Wolseley Motors Ltd, не ставила перед конструкторами задачи создания универсального боевого средства. Военным морякам из Royal Marine Artillery понадобились исключительно зенитные машины. В качестве оружия была выбрана хорошо известная морякам автоматическая пушка Максима-Норденфельта. Зенитная модификация для стрельбы по аэростатам противоминной пушки - QF 1-pounder 1,46-inch Mark I Anti-airship gun начала выпускаться в 1903 году концерном Виккерс. В 1915-м году на вооружение была поставлена более мощная 2-х фунтовая система - QF 2 pounder Mark II. Пушка имела скорострельность 90 выстрелов в минуты , ее 900-грамовые снаряды покидали ствол со скоростью 585 м/сек, что позволяло обеспечивать эффективный заградительный огонь. Досягаемость по высоте у снарядов 40-мм пушки была чуть больше 3-х километров. Конечно сбить из такой пушки Циппелин можно было только если тот летел низко, но против самолетов Пом-пом был очень эффективен.

-3

У качестве шасси выбрали 5-ти тонное Pierce-Arrow. Собственные заводы Британии были уже загружены военными заказами, а американские заводы Паккард, Пирлес, Пирс-Эрроу активно предлагали свои машины и шасси союзникам по Антанте. 5-ти тонное шасси Pierce-Arrow имело по тем временам продвинутую конструкцию с карданным валом в качестве привода задних колес, 4260 мм базу, 30-ти сильный 4-х цилиндровый двигатель. Параметры шасси позволяли без потери транспортных возможностей установить и пушку, и бронирование.

Шасси 5-ти тонного Pierce-Arrow R9, фотоwww.RCforum.ru @Slava
Шасси 5-ти тонного Pierce-Arrow R9, фотоwww.RCforum.ru @Slava
Как и Паккард, торговая марка Пирс-Эрроу осталась в истории автомобилестроения, как марка легковых автомобилей люксового класса, но перед Первой мировой войной Pierce-Arrow Motor Car Company активно занималась и выпуском грузовой техники. Свой первый грузовик, созданная в 1900 году фирма выпустила в 1906. В отличие от люксовых легковых машин с рядными 6-ти цилиндровыми двигателями, грузовики "Пирс-Эрроу" были простыми и прочными капотными автомобилями классической компоновки с рядными 4-цилиндровыми двигателями, 3-ступенчатыми коробками передач, главными червячными передачами и литыми шинами. Наиболее популярными у марки стали 5-тонные грузовики, выпускавшимися под марками R6, R7, R8 и R9, выпускавшиеся с 1914 и до конца войны. На R6 устанавливался 33-x сильный ДВС, объемом 5700 см, на старших моделях — 7,5-литровый мощностью 38 л.с. В 1917–18 годах фирма "Пирс-Эрроу" собрала 21 тыс. военных грузовиков, включая 975 стандартизованных машин "Либерти" (Liberty), став одним из крупнейших поставщиков грузовиков в страны Антанты.
-5

Поставка броневиков в действующую армия началась только в апреле. До июля все 48 заказанных бронемашин были поставлены в Бригады ПВО Морской Артиллерии (Royal Marine Artillery Anti-Aircraft Brigade). Основная проблема был в задержке производства новых тогда 2-х фунтовых автоматических пушек. На Wolseley Motors Ltd проводили бронирование шасси и установку оружия. выбранная конфигурация бронекорпуса не сильно изменилась в следующие десятилетия для подобных систем, американские M13/M14 и M16/М17, советские зенитки БТР-40А и БТР-152А/E были развитием с другими пушками и не очевидно, что стали эффективнее машин 1-й мировой. .

-6

Первые 32 броневика Pierce-Arrow armoured AA lorries бронировались листами толщиной 0,2 дюйма (5 mm), на последних 16-ти машинах толщину брони увеличили до 0.31-дюйма (8 mm). Моторный отсек был бронирован по типу близкому к бронированию Остинов по русскому заказу с наклонной защитой радиаторов, Бронекорпус собирался на болтах из листовой брони и в передней части в районе отделений управления имел наклонные бронелисты, так же наклонными были лобовые листы с прорезанными в них окнами, которые в боевых условиях закрывались опускающимися крышками. В центре боевого отделения устанавливалась на стандартной тумбе 40-мм автоматическая пушка. Дополнительно в укладке был станковый пулемет .303 Vickers gun, для которого были оборудованы 4 места для установки по сторонам бронекорпуса.

-7
В 1915-1916-м годах на Уолслей выпускались две очень похожие системы - обе были вооружены 40-мм 2-х фунтовыми Пом-Помами. Для британского флота зенитки выпускались на шасси Пирс-Эрроу, для Российской императорской армии на шасси Пирлесс. Главным отличием двух бронеавтомобилей был привод задних колес, На машинах Pierce-Arrow Armoured AA Lorry привод был с помощью коленчатого вала, а на Пирлесах - хорошо заметный на фотографиях цепной. База в Пирс-Эрроу была заметно больше и задние колеса располагались почти у кормового листа брони, сверху эти машины не имели бронирования, над задними колесами не было никогда крыльев. Машины на шасси Пирс-Эрроу не использовались никем кроме флота Великобритании и не имели щитов, которыми были в России оснащены Пирлесы. Они так же не попадали в чужие руки и не переделывались. Поэтому когда на фотографии солдаты в странной форме - это точно не Пирс-Эрроу. Бронирование моторного отсека у Пирс-Эрроу было шире и сразу переходило в наклонные лобовой броневой лист и бортовые листы.
-8

Зенитные бронеавтомобили входили в состав Бригады ПВО Королевской Морской Артиллерии. Из-за задержек поставок пушек первые две батареи получили свои зенитки в конце апреля 1915-го года и сразу были отправлены во Францию. Прибыв на фронт 28 апреля, уже 30-го через два дня после начала боевой работы морские артиллеристы сбили первый германский самолет. Третья пушечная батарея попала на фронт в августе, четвертая с усиленным бронированием в сентябре. Если считать эффективность применения артиллерии ПВО только в сбитых самолетах, то автопушки Pierce-Arrow Armoured AA Lorry были не самым эффективным оружием. Противовоздушная бригада флота сбила за всю войну не более 20 немецких воздушных объектов. Но с другой стороны основной задачей любого ПВО является не уничтожение самолеты противника, а защита своих войск от авиации врага. И с этой задачей, ведя в основном заградительный огонь и защищая позиций артиллерии и пехоты от штурмовых ударов, бригада справлялась очень удачно.

Пример идеальной маскировки бронемашины на фоне кирпичного здания около Ипра Бельгия, 1916 год
Пример идеальной маскировки бронемашины на фоне кирпичного здания около Ипра Бельгия, 1916 год

Морская противовоздушная бригада воевала во Франции до конца лета 1917 года, когда изношенные автопушки были заменены на оснащенные более мощными 76-мм пушками, хотя и не бронированными автомобилями, а сама бригада была переподчинена армейскому командованию.

Эта статья о моторных блиндированных орудиях на шасси грузовиков Пирс-Эрроу входит в цикл статей о зенитных машинах, построенных в Великобритании. Следующую статью о зенитных броневиках на шасси Пирлесс для РИА можно прочитать здесь: Зенитки для царя и против царя. Peerless armored AA Lorry. 1916. Ударная сила революции.

-10
О применении пушек Максима-Норденфельта на бронемашинах в Российской императорской армии можно почитать здесь: 6.6. Ижорские броневики. Часть 6. 1-я автомобильная пулеметная рота. Пушечный БА Паккард. 1915.

Источники:

Станислав Кирилец, Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой «войны моторов» © Кирилец С. В., 2018 © ООО «Издательство «Яуза», 2018

https://www.tanks-encyclopedia.com/ww1/gb/Pierce-Arrow.php

http://www.landships.info/landships/car_articles.html?load=car_articles/armoured_tford.html#

СВО
1,21 млн интересуются