Секрет успеха любого образца бронетанковой техники - комбинация маневра, защищенности и вооружения в целях решения задачи. Зенитные самоходные установки на шасси грузовиков Пирс-Эрроу с автоматическими 40-мм пушками Максим-Виккерс и достаточной для защиты от пуль и осколков броней стали лучшим образцом ЗСУ поля боя времен Первой Мировой.
Pierce-Arrow Armoured AA Lorry/Зенитный бронированный грузовик на шасси Пирс-Эрроу
Страна: Великобритания
Производитель: Wolseley Motors Ltd
Год выпуска: 1915
На вооружении: 1915–1917
Применение: Royal Marine Artillery
Кол-во построено: 48
Масса: 6,100
Размеры: 5200х1900х1800 мм
Экипаж: 5
Бронирование: 0,20-0,28 дюйма (5-7,8 мм)
Вооружение 1 x 2-фунтовая (40-мм) зенитная пушка QF 2-pounder naval gun, 1 x .303 дюйма (7,7 мм) пулемет Виккерс
Шасси: Pierce-Arrow 5-ton
Двигатель 4-цилиндровый бензиновый, 30 л.с.
Эта статья о моторных блиндированных орудиях на шасси грузовиков Пирс-Эрроу входит в цикл статей о зенитных машинах, построенных в Великобритании. Предыдущую статью о зенитных броневиках на шасси Остин можно прочитать здесь: На службе флота. 37-мм зенитная пушка на шасси Остин. 1914. Первые британские зенитки.
Весной 1915-го года на польском направлении Российская императорская армия применила новый тип оружия - бронеавтомобили вооруженные автоматическими пушками на шасси Паккард и Маннесман-Мулаг. Это были первые промышленно произведенные средние бронеавтомобили. Применение автоматических пушек системы Виккерса-Норденфельда было успешным как в качестве средства поддержки пехоты, разрушения легких полевых укрепления и ведения заградительной зенитной стрельбы.
Британское адмиралтейство, заказывая 30 сентября 1914 года зенитные бронированные грузовики у "придворной" фирмы Wolseley Motors Ltd, не ставила перед конструкторами задачи создания универсального боевого средства. Военным морякам из Royal Marine Artillery понадобились исключительно зенитные машины. В качестве оружия была выбрана хорошо известная морякам автоматическая пушка Максима-Норденфельта. Зенитная модификация для стрельбы по аэростатам противоминной пушки - QF 1-pounder 1,46-inch Mark I Anti-airship gun начала выпускаться в 1903 году концерном Виккерс. В 1915-м году на вооружение была поставлена более мощная 2-х фунтовая система - QF 2 pounder Mark II. Пушка имела скорострельность 90 выстрелов в минуты , ее 900-грамовые снаряды покидали ствол со скоростью 585 м/сек, что позволяло обеспечивать эффективный заградительный огонь. Досягаемость по высоте у снарядов 40-мм пушки была чуть больше 3-х километров. Конечно сбить из такой пушки Циппелин можно было только если тот летел низко, но против самолетов Пом-пом был очень эффективен.
У качестве шасси выбрали 5-ти тонное Pierce-Arrow. Собственные заводы Британии были уже загружены военными заказами, а американские заводы Паккард, Пирлес, Пирс-Эрроу активно предлагали свои машины и шасси союзникам по Антанте. 5-ти тонное шасси Pierce-Arrow имело по тем временам продвинутую конструкцию с карданным валом в качестве привода задних колес, 4260 мм базу, 30-ти сильный 4-х цилиндровый двигатель. Параметры шасси позволяли без потери транспортных возможностей установить и пушку, и бронирование.
Как и Паккард, торговая марка Пирс-Эрроу осталась в истории автомобилестроения, как марка легковых автомобилей люксового класса, но перед Первой мировой войной Pierce-Arrow Motor Car Company активно занималась и выпуском грузовой техники. Свой первый грузовик, созданная в 1900 году фирма выпустила в 1906. В отличие от люксовых легковых машин с рядными 6-ти цилиндровыми двигателями, грузовики "Пирс-Эрроу" были простыми и прочными капотными автомобилями классической компоновки с рядными 4-цилиндровыми двигателями, 3-ступенчатыми коробками передач, главными червячными передачами и литыми шинами. Наиболее популярными у марки стали 5-тонные грузовики, выпускавшимися под марками R6, R7, R8 и R9, выпускавшиеся с 1914 и до конца войны. На R6 устанавливался 33-x сильный ДВС, объемом 5700 см, на старших моделях — 7,5-литровый мощностью 38 л.с. В 1917–18 годах фирма "Пирс-Эрроу" собрала 21 тыс. военных грузовиков, включая 975 стандартизованных машин "Либерти" (Liberty), став одним из крупнейших поставщиков грузовиков в страны Антанты.
Поставка броневиков в действующую армия началась только в апреле. До июля все 48 заказанных бронемашин были поставлены в Бригады ПВО Морской Артиллерии (Royal Marine Artillery Anti-Aircraft Brigade). Основная проблема был в задержке производства новых тогда 2-х фунтовых автоматических пушек. На Wolseley Motors Ltd проводили бронирование шасси и установку оружия. выбранная конфигурация бронекорпуса не сильно изменилась в следующие десятилетия для подобных систем, американские M13/M14 и M16/М17, советские зенитки БТР-40А и БТР-152А/E были развитием с другими пушками и не очевидно, что стали эффективнее машин 1-й мировой. .
Первые 32 броневика Pierce-Arrow armoured AA lorries бронировались листами толщиной 0,2 дюйма (5 mm), на последних 16-ти машинах толщину брони увеличили до 0.31-дюйма (8 mm). Моторный отсек был бронирован по типу близкому к бронированию Остинов по русскому заказу с наклонной защитой радиаторов, Бронекорпус собирался на болтах из листовой брони и в передней части в районе отделений управления имел наклонные бронелисты, так же наклонными были лобовые листы с прорезанными в них окнами, которые в боевых условиях закрывались опускающимися крышками. В центре боевого отделения устанавливалась на стандартной тумбе 40-мм автоматическая пушка. Дополнительно в укладке был станковый пулемет .303 Vickers gun, для которого были оборудованы 4 места для установки по сторонам бронекорпуса.
В 1915-1916-м годах на Уолслей выпускались две очень похожие системы - обе были вооружены 40-мм 2-х фунтовыми Пом-Помами. Для британского флота зенитки выпускались на шасси Пирс-Эрроу, для Российской императорской армии на шасси Пирлесс. Главным отличием двух бронеавтомобилей был привод задних колес, На машинах Pierce-Arrow Armoured AA Lorry привод был с помощью коленчатого вала, а на Пирлесах - хорошо заметный на фотографиях цепной. База в Пирс-Эрроу была заметно больше и задние колеса располагались почти у кормового листа брони, сверху эти машины не имели бронирования, над задними колесами не было никогда крыльев. Машины на шасси Пирс-Эрроу не использовались никем кроме флота Великобритании и не имели щитов, которыми были в России оснащены Пирлесы. Они так же не попадали в чужие руки и не переделывались. Поэтому когда на фотографии солдаты в странной форме - это точно не Пирс-Эрроу. Бронирование моторного отсека у Пирс-Эрроу было шире и сразу переходило в наклонные лобовой броневой лист и бортовые листы.
Зенитные бронеавтомобили входили в состав Бригады ПВО Королевской Морской Артиллерии. Из-за задержек поставок пушек первые две батареи получили свои зенитки в конце апреля 1915-го года и сразу были отправлены во Францию. Прибыв на фронт 28 апреля, уже 30-го через два дня после начала боевой работы морские артиллеристы сбили первый германский самолет. Третья пушечная батарея попала на фронт в августе, четвертая с усиленным бронированием в сентябре. Если считать эффективность применения артиллерии ПВО только в сбитых самолетах, то автопушки Pierce-Arrow Armoured AA Lorry были не самым эффективным оружием. Противовоздушная бригада флота сбила за всю войну не более 20 немецких воздушных объектов. Но с другой стороны основной задачей любого ПВО является не уничтожение самолеты противника, а защита своих войск от авиации врага. И с этой задачей, ведя в основном заградительный огонь и защищая позиций артиллерии и пехоты от штурмовых ударов, бригада справлялась очень удачно.
Морская противовоздушная бригада воевала во Франции до конца лета 1917 года, когда изношенные автопушки были заменены на оснащенные более мощными 76-мм пушками, хотя и не бронированными автомобилями, а сама бригада была переподчинена армейскому командованию.
Эта статья о моторных блиндированных орудиях на шасси грузовиков Пирс-Эрроу входит в цикл статей о зенитных машинах, построенных в Великобритании. Следующую статью о зенитных броневиках на шасси Пирлесс для РИА можно прочитать здесь: Зенитки для царя и против царя. Peerless armored AA Lorry. 1916. Ударная сила революции.
О применении пушек Максима-Норденфельта на бронемашинах в Российской императорской армии можно почитать здесь: 6.6. Ижорские броневики. Часть 6. 1-я автомобильная пулеметная рота. Пушечный БА Паккард. 1915.
Источники:
Станислав Кирилец, Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой «войны моторов» © Кирилец С. В., 2018 © ООО «Издательство «Яуза», 2018
https://www.tanks-encyclopedia.com/ww1/gb/Pierce-Arrow.php
http://www.landships.info/landships/car_articles.html?load=car_articles/armoured_tford.html#