Найти тему
Александр Дедушка

Почему на старых могилах нет крестов?

Вообще с современными язычниками трудно вести полемику, даже с самыми культурными из них. Видимо, из-за нехватки исходного «материала» им приходится изобретать свою собственную мифологию и выдавать ее за древнерусскую.

Но это бы ладно. Хуже, что современные язычники изобретают и свою собственную историю. Историческая наука (как насквозь фальсифицированная, по их мнению), им не указ – следовательно, надо изобрести свою собственную историю. Тут уж приходится останавливаться в недоумении и разводить руками.

Как – в самом деле! – вести тут разговор. Когда большинство исторических событий, которые выходят за пределы жизненной очевидности, ставятся ими под сомнение?

Вот – типичный пример. Один из таких язычников с полной серьезностью утверждает, что поскольку на старых могилах (18 – первая половина 19-го века) нет, как правило, крестов, то, дескать, христианство и появилось примерно в это время. А до этого его не было или оно было представлено в незначительных масштабах.

Тут бы тоже остановиться и развести руками. Но давай те все-таки попробуем немного пополемизировать и разобраться.

Во-первых, скажем нашим язычникам, что большинство крестов на всех русских кладбищах были деревянными. И естественно, что за это время они все сгнили.

Каменные или чугунные кресты могли себе позволить поставить на своих могилах только более менее состоятельные сословия, начиная с зажиточных слоев мещанства и купечества.

И такие кресты в единичных случаях действительно сохранились. Почему в единичных? Да потому что пришедшие к власти в 17-м году большевики (это-то язычники, надеюсь, не будут отрицать) вели, как известно решительную борьбу со всеми религиозными «пережитками».

Не гнушались они и разрушением крестов на могилах. Вот почему так мало каменных и чугунных крестов (в основном при монастырях и на территориях, объявленных музейными) до нас дошло.

Кстати, не лишним будет сказать, что за это время (100 – 200 лет) не только крестов не остается – как правило, не остается и самих могил. Любой могильный холмик благодаря естественным процессам уплотнения земли разглаживается, если он не поддерживается искусственно. Надеюсь, с этим-то невозможно поспорить.

Но вернемся к крестам.

Есть еще одна причина, почему так мало до нас дошло тех же каменных или чугунных крестов. Как известно, самым привилегированным дореволюционным сословием было дворянство.

Но именно оно как раз и не отличалось крепкой христианской верой – в отличие от того же купечества и мещанства, не говоря уже о крестьянстве.

За 200 лет с Петровых реформ дворяне все дальше и дальше отходили от христианской веры своих предков и в конце концов почти полностью ушли в разного рода «измы» (деизм, атеизм, пантеизм, гедонизм, конституционализм, революционаризм, бланкизм, марксизм…) а также масонство и разного рода философские течения.

Естественно, что такие люди предпочитали на своих могилах поставить не простые христианские символы – тот же крест, а свидетельства своих духовно-идеологических брожений и метаний.

Вот и стали напоминать их надгробия пышные античные мавзолеи с кучей амуров и харит, но – увы! – при отсутствии христианских символов. В этом нетрудно убедиться - зайдя на старые примонастырские кладбища (например, кладбища московских монастырей (Донской, Данилов) или петербургской Александро-Невской Лавры).

-2

Какое отвратное впечатление это производило уже на сколько-нибудь верующих современников можно судить по стихам Пушкина.

Когда за городом, задумчив, я брожу
И на публичное кладбище захожу,
Решетки, столбики, нарядные гробницы,
Под коими гниют все мертвецы столицы,
В болоте кое-как стесненные рядком,
Как гости жадные за нищенским столом,
Купцов, чиновников усопших мавзолеи,
Дешевого резца нелепые затеи,
Над ними надписи и в прозе и в стихах
О добродетелях, о службе и чинах;
По старом рогаче вдовицы плач амурный;
Ворами со столбов отвинченные урны,
Могилы склизкие, которы также тут,
Зеваючи, жильцов к себе на утро ждут,—
Такие смутные мне мысли всё наводит,
Что злое на меня уныние находит.
Хоть плюнуть да бежать…
Но как же любо мне
Осеннею порой, в вечерней тишине,
В деревне посещать кладбище родовое,
Где дремлют мертвые в торжественном покое.
Там неукрашенным могилам есть простор;
К ним ночью темною не лезет бледный вор;
Близ камней вековых, покрытых желтым мохом,
Проходит селянин с молитвой и со вздохом;
На место праздных урн и мелких пирамид,
Безносых гениев, растрепанных харит
Стоит широко дуб над важными гробами,
Колеблясь и шумя…

Спасибо Александру Сергеевичу за это беспристрастное описание современных ему кладбищ.

Обратите внимание – ни одного упоминания о крестах ни на городском кладбище, ни на сельском. И хоть «камни вековые» дворянских могил вызывают у Пушкина на сельском кладбище гораздо более отрадное чувство – на них тоже нет крестов.

А вот мимоходом упомянутые нашим великим поэтом «неукрашенные могилы» - несомненно осенялись простыми деревянными крестами, потому и вызывали молитвенный «вздохи» приходящих «селян».

Специально для наших язычников напоминаю, что это стихотворение было написано Пушкиным в 1836 году.

Специально помещаю и фото могилы самого Пушкина. На его надгробии, несмотря на все свойственные его времени увлечения античными мотивами (те же обелиск) изображения креста все-таки имеется.

-3

Так что выскажу все-таки напоследок пожелание всем читателям (не только язычникам) – изучать и бережнее относиться к собственному историческому наследию.

Если кому-то не нравится христианство – это еще не повод вымарывать из истории России все, что с ним связано. Это не только выглядит нелепо, но и немало говорит об интеллектуальном и нравственном уровне подобным «вымарывателей».