Найти тему

Иностранцы в России. И о России

Россия постоянно вызывает необыкновенный интерес у иностранцев. Но как же мало они о нас знают.

Безусловно, мы все живем со своими стереотипами. И один из них — мощь советской пропаганды. Железный занавес, ничего-то советские люди о Западе не знали. Не то, что «у них»: вся информация доступна, пропагандистского вранья нет, значит, у западных людей в головах объективная картина мира и СССР, в частности.

Вынужден разочаровать. Ничто не может быть дальше от истины. Советская пропаганда была на порядок слабее западной. Это — мое мнение, к которому я тоже пришел не сразу. Пока я не выезжал из СССР, не встречался активно с иностранцами, я тоже был под воздействием, так сказать, «общего» мнения: у нас все газеты и телевидение врут, у них — говорят правду. Понятно, что не имеет смысла вступать в дискуссии с очевидно существующими оппонентами. Приведу несколько своих примеров.

Как бы не акцентировала советская пропаганда внимание на проблемах безработных, неравного положения негров, забастовках, борьбе рабочих за свои права и прочая, прочая, все советские люди из советского же телевидения знали, что Париж или Лондон — красивые города, что в Нью-Йорке — широкие улицы с блестящими небоскребами и т.д. Никакому советскому человеку не пришло бы в голову считать, что на всех улицах западных столиц грязно и мрачно, полно мусора, ходят сплошные хулиганы и спят бездомные. Смешно даже представить? А вот в обратную сторону — это верно до сих пор. Было бы смешно, когда бы не было так грустно. К сожалению, стереотипы о СССР, а теперь о России, годами вдалбливаемые в головы западных людей, очень сильны и сейчас. «Ну, уже не совсем сплошной ГУЛАГ, но близко.» И случаи, которые я приведу, показывают, что безусловно образованные западные люди часто имеют о России весьма дремучее представление.

Мнение о Москве

Конечно, все западные люди знают, что в Москве есть Красная площадь, Мавзолей с Лениным, Кремль, где сидели советские, а теперь сидят российские вожди, и Большой театр. Но в остальном, не поверите, Москва — это унылый город, с узкими темными улицами, где разве что избы не стоят на центральных улицах. И то перестройка видимо русским помогла, вот и построили современное что-то с западной помощью. Вопросы такие задают, что не знаешь, что и сказать.

Примеры из моих контактов. В начале 2000-х мы собирались организовать совместный бизнес с швейцарским партнером, познакомились с ним в Женеве. Его жена, наверное считая, что эти непонятные русские могут объегорить наивного иностранца, тоже приехала в Москву посмотреть на меня и Алексея. Мы ей понравились, она дала мужу добро, но речь не о нас, а о Москве. Когда позже в Женеве я разговорился с ней, она мне сказала: «Я была поражена. Все, что у нас показывают по телевидению, не имеет никакого отношения к реальной Москве. Больше всего меня поразило: какие же в Москве широкие улицы!» (В скобках: насчет объегорить, получилось с точностью до наоборот. Так, к слову.)

Аманда, англичанка, жена Дэвида, когда первый раз приехала в Москву, просто потерялась. И в прямом и переносном смысле. Она вышла из Метрополя чуть прогуляться. На минуточку — это самый центр, Большой театр напротив, вроде как знать должна! «Никак не ожидала, что Москва — такой большой город» - говорила она потом. Позвонила Дэвиду, сказать, что потерялась. Это не выходя даже за бульварное кольцо. А она к тому времени несколько лет жила в Варшаве.

Петр, о котором я писал в предыдущих заметках, при мне говорил другим полякам: «Вы посмотрите, какие в Москве парки, сколько зелени! Я был удивлен! По сравнению с Москвой Варшава — серый город.»

А вспомните 2018, чемпионат мира по футболу. Столько именно что пораженных людей я никогда и нигде в мире не видел! Они буквально не верили своим глазам и ощущениям. Пару раз я вступал в разговор с иностранцами на Пятницкой и Никольской, искреннее восхищение и изумление: как же так, Москва не может быть такой, нам ее по-другому показывают.

Что все еще верите, что на Западе нет пропаганды?

Петербург

Конечно, все иностранцы знают, что в России есть такой красивый город. И мои зарубежные коллеги часто просили устроить бизнес-встречи именно в Петербурге, чтобы посмотреть город. И даже не имея заранее отрицательного мнения, как о Москве, все равно, когда они оказывались в Петербурге, они были поражены. Не могли они представить, насколько он красив! И еще интересно: поляки не могли поверить, что 300 лет назад он был построен на пустом месте, на болотах. Они считали, что город с такой архитектурой намного старше. Пришлось привлечь на помощь экскурсовода, мне они не верили на слово. Для нас — что тут удивительного? Да? Ведь 300 лет, не 100. Хорошо. А посмотрите на старейшие города США: Бостон, Филадельфию, сколько им лет? Тоже возникли на пустом месте. Бостон основан в 1630, Филадельфия в 1701. И какая там архитектура? Сравнить можно? То-то же. Станет понятно неверие поляков.

Ну, а теперь примеры погружения иностранцев в российскую жизнь.

Советские вертолетчики

Бенгт — швед, идеолог и основатель IFS, долгое время руководивший компанией. Как-то он мне рассказал такой случай. Еще в студенческие годы у него была мечта проехать на поезде весь СССР: от Москвы до Владивостока. И он это сделал со своим другом, они проехали по этому маршруту. Много интересного, но один из самых запомнившихся эпизодов такой. На одной из станций в Сибири к ним в купе сели вертолетчики, должны были проехать часов 20, или больше, ну, по сибирским понятиям близко. Так вот, как только они сели, так сразу же начали пить водку, пригласив, естественно, и Бенгта с другом. Бенгт подумал: ну, выпьем за знакомство, почему нет? В результате они все пили непрерывно все время, пока вертолетчики ехали в поезде. Так, что когда вертолетчики вышли — и надо сказать, самостоятельно, без последствий — Бенгт после этого спал без просыпу те же часов 20. Так что двое суток путешествия у него выпали.

Своя среда

Рышард — поляк, кадровый военный, летчик, служил в авиации в социалистической Польше, был после выхода в отставку сотрудником IFS в Польше. Он несколько раз приезжал в Россию с Дэвидом, его начальником. Занимался он вопросами использования IFS в Авиации и Обороне. Мы продвигали это решение и в России.

Геленджик, международный авиасалон. В этот раз Дэвид не приехал, один Рышард. Открытие салона и конференции, неформальная часть. Стою я с Рышардом в окружении сотрудников ТАНТК им. Бериева (из Таганрога, организаторы), Иркута, Туполева, Сатурна, других российских организаций. Тосты, общение, в общем, встреча старых друзей. В конце Рышард отвел меня в сторону и сказал: «Леонид, за много лет наконец-то я чувствую себя в своей тарелке, как раньше, среди друзей. Это не то, что сейчас в Польше».

Женские лица

Я сам много раз замечал, что в России гораздо больше симпатичных женских лиц, чем в других странах. Особенно заметно, как вернешься из-за границы. Конечно, красавицы есть в каждой стране, но если смотреть на окружающих: на улицах, в метро, в магазинах, то наши женские лица красивее. Не только я это отмечал, но и другие: как наши, так и иностранцы, много раз. Петр, поляк с английским паспортом, однажды сказал так, когда мы обсуждали эту тему с другими иностранцами, в том числе с англичанами: «Конечно, в Лондоне есть красавицы, супермодели, звезды. Можно найти на любой вкус. Но если смотреть в общем, в Москве значительно больше приятных женских лиц.» Помню мнение моего знакомого, он первый раз выехал в Прагу в начале 90-х. Стоим мы на улице, он восхищается проходящими девушками, стройные. «А лица у наших лучше» - вдруг неожиданно заключает.

И еще: не про Россию, но про женские лица. Интересно, угадает кто-нибудь, в какой стране, после России, я увидел много понравившихся мне, красивых женских лиц?

Подумайте, 60 стран все-таки, выборка неплохая.

Так вот — это Иран. Я был приятно поражен, гуляя по Тегерану. Собственно, всё, кроме лиц, у иранских женщин закрыто, правила строгие, но лица открыты и очень симпатичные.