Найти тему
Nikolai Salnikov

Свидание с театром

Кошка на раскалённой крыше 

 

Редко выпадает шанс оказаться рядом с самой Историей. С театральной историей моей прекрасной страны, в которой становится всё меньше театра, но всё больше клоунады и нелепого фиглярства. Мне везёт, я знаю много чудесных людей, которые волшебным образом дарят мне бесценные бриллианты своего таланта. Так случилось и на этот раз. Волшебная, мудрая, невообразимо талантливая В.В. пригласила меня на спектакль по пьесе Теннесси Уильямса «Кошка на раскалённой крыше». Режиссёр – Кама Гинкас. Вы только послушайте, сам Кама Гинккас. Сидеть в пятом ряду и видеть, как этот человек-легенда представляет свой спектакль – огромная удача. 

 Я не штатный рецензент поэтому для меня самое главное – эмоция, которая кинула меня в размышления о жизни. Когда таковая случается, для меня становится неважным многое, потому что выходит на сцену величие человеческого гения, задавать такие вопросы, ставить такие акценты, что внешний мир отступает, а ты остаёшься наедине с вопросами и акцентами и только ты сам и можешь ответить на первые и понять вторые. 

 Простой сюжет о престолонаследии, где престол – плантация, а кронпринцы – дети плантатора, выбившегося в люди из самых низов. Человеческая мерзость, интриги, слухи, домыслы, любовь и личная драма самого автора пьесы, транслируемая устами главного героя (знать жизнь автора – дело полезное) всё это канва, необходимые танцы перед главным разговором, когда сын и отец остаются наедине. Для меня это стало самым сильным впечатлением, если уместно так сказать, то именно тут и случился катарсис. 

 Второе дыхание – термин из спорта, когда кажется, что силы на исходе, но вдруг открываются резервные кладовые, и спортсмен получает необходимые силы для продолжения борьбы. Известие о том, что анализы положительные возвращает человека к жизни, наполняет его желаниями, скидывает с плеч ярмо ожидания страшной развязки. Он всемогущ, он всесилен, он молод и полон сил. Да, родня прячет настоящие результаты, да, врач вступил с роднёй в сговор. Но отец семейства, которого так блистательно играет Валерий Баринов, распрямил согбенные ожиданием смерти плечи, провёл внутренний аудит и сделал выводы, и целую вечность был здоров. 

 Его кипучая энергия и личная трагедия сына, в сравнении со смертельной болезнью отца такая смешная, такая понарошечная, потому что легко решается честным отношением к себе и своему участию в гибели друга. 1955 год так от нас далеко, но как современны проблемы отцов и детей, трудяг и бездарей, больных и притворяющихся больными, деятелей, создавших империи и золотой молодёжью, которой предстоит похоронить достижения отцов. Великие книги актуальны во все времена. Как и пьесы. И гений режиссёра – увидеть эту актуальность и показать её нам. 

 Я счастливый человек, у меня много друзей, которые дарят мне бесценные бриллианты своего таланта. 

 Спасибо, чудесная, мудрая, добрая, светлая В.В. за этот праздник и за свидание с настоящим театром. Сейчас это большая редкость.