Найти тему
Киновед в штатском

"Рокки 4": Какую страшную судьбу готовил Сталлоне для Ивана Драго?

Среди всех соперников Рокки Бальбоа на ринге и вне его советский атлет Иван Драго является, пожалуй, самым впечатляющим и запоминающимся. И так к нему относимся не только мы – бывшие соотечественники (сыграл русского Ивана, впрочем, швед Дольф Лундгрен) – во многих опросах зрители ставят Драго выше не только Клуббера Мистера Ти, но и Аполло Крида. Оно и понятно, персонаж колоритный, актер харизматичный, бой жестокий, финал триумфальный.

Кадр из фильма "Рокки 4"
Кадр из фильма "Рокки 4"

Именно про финал мне и хотелось поговорить – в "Рокки 4" для Ивана всё кончилось не очень хорошо, и до выхода на экраны фильма "Крид 2" мы ничего не знали о судьбе русского спортсмена. Но, как это часто бывает, у Сильвестра Сталлоне, собственноручно писавшего историю Рокки, общие черты дальнейшей жизни персонажей в голове были отложены. И для Драго у Слая был уготован грустный конец.

Кадр из фильма "Рокки 4"
Кадр из фильма "Рокки 4"

Сталлоне в сценарии "Рокки 4" сделал из Драго идеальную спортивную машину – герой Лундгрена должен был олицетворять атлета, для которого борьба за титулы и медали является единственной целью и смыслом жизни. И Дольф безупречно реализовал в кадре образ целеустремленного, холодного, расчетливого бойца, которому неведом страх и которому чужды любые эмоции. Кульминацией "механистичности" Драго становится реакция на смертельную травму, нанесенную им Аполло Криду: "Если ему суждено умереть, он умрет". У публики автоматически сжимаются кулаки в готовности противостоять этому "красному катку".

Кадр из фильма "Рокки 4"
Кадр из фильма "Рокки 4"

С точки зрения искусства, концовка "Рокки 4" банальна до безобразия, но зрителю не нужно было ничего другого – необходима была чистая победа атлета в звездно-полосатых трусах, над спортсменом в кумачовых шортах, и она состоялась. За ней последовала пафосная речь Бальбоа про "каждый может измениться и бла-бла-бла" и титры, а мы остались в неведении о том, что же произошло дальше с русским боксером, который прежде не знал поражений. 25 лет Сильвестр Сталлоне ни слова не говорил о том, как сложилась судьба Драго после нокаута Рокки Бальбоа, хотя за это время вышли еще два фильма франшизы, но в 2010-м актер, режиссер и сценарист раскрыл-таки тайну своей задумки в отношении персонажа Дольфа Лундгрена.

Кадр из фильма "Рокки 4"
Кадр из фильма "Рокки 4"

В интервью одному кинопорталу Сталлоне рассказал: "Мне с самого начала было всё понятно о судьбе Ивана Драго. После боя с Рокки он должен был вернуться на Родину, но там его ждало всеобщее презрение и самое жестокое порицание. В конце концов, проблемы с родными и близкими, отвернувшимися от недавнего героя, должны были надломить Драго. Я полагал, что в очень скором времени он сопьется и умрет. Скорее всего, покончит с собой..." Вот так автору представлялось пике чемпиона, не знавшего горький вкус падения на ринге и запах потного полотенца, выброшенного из-за канатов секундантом.

Кадр из фильма "Рокки 4"
Кадр из фильма "Рокки 4"

Не нужно полагать, что Сталлоне в то время был глуп и верил в сказки о казненных в подвалах Лубянки советских спортсменах, не привезших из заокеанского турне золотых медалей (примерно так нам сейчас "втирают дичь" про Северную Корею), его история с алкоголизмом и гибелью Драго была вовсе не о коммунистическом строе, а о характере и воспитании тех спортсменов, которым мяч, ринг, шайба или ракетка заменили всю остальную жизнь. Их одержимость победами заменяет окружающий мир, а ломаясь, такая зацикленность становится тяжелым грузом, тянущим на дно.

Кадр из фильма "Рокки 4"
Кадр из фильма "Рокки 4"

Страстное увлечение делом – популярное сюжетное течение в искусстве в общем и в кинематографе в частности. Ленты вроде "Одержимости" или "Черного лебедя" показывают нам, что навязчивое стремление к совершенству не доводит до добра, а лишь истощает физические и психологические резервы организма. Увы, но в реальности такой стиль жизни часто оказывается единственно возможным социальным лифтом и путем к успеху для миллионов молодых. Вот только везет лишь единицам из них. Это и держал в голове Сталлоне, когда описывал возможную судьбу Драго после возвращения из Америки – посвятивший всю жизнь борьбе за высшие титулы мужчина, споткнувшись, просто теряет стимул жить дальше. И это страшно по-настоящему.

Кадр из фильма "Крид 2"
Кадр из фильма "Крид 2"

Впрочем, сделав паузу в тридцать лет, Сильвестр Сталлоне стал несколько мягче и пересмотрел свое отношение к самому яркому сопернику Рокки – в "Криде 2" мы видим Ивана Драго живым и здоровым. Да, он утратил былое величие, он расстался с супругой, у него непростые отношения с окружающими. Но он нашел себя в новой ипостаси – он тренирует нового чемпиона, держа при этом в голове опыт прежних своих боев. Именно предыдущий опыт и позволяет Ивану спасти своего сына Виктора от тяжелых травм, которые могли стать результатом финала схватки с Адонисом Кридом. Как видите, Драго стал лучше, он изменился, он смог, как и говорил Рокки в концовке четвертого фильма.

Кадр из фильма "Крид 2"
Кадр из фильма "Крид 2"

В какой-то мере, изначально планировавшаяся гибель Ивана была более реалистичным сюжетным ходом, чем смирение и перевоплощение, продемонстрированные старшим Драго в фильме 2018 года. Но мы любим кино не за натуралистичность, а за способность вызывать живые эмоции и побуждать к изменениям к лучшему. Поэтому, давайте порадуемся тому, что Сталлоне не стал добивать падшего – это поступок настоящего атлета!

Кадр из фильма "Крид 2"
Кадр из фильма "Крид 2"

Такое вот у меня сегодня философское киношно-спортивное выступление. Дальше будет еще интереснее. Не забывайте заглядывать на канал Киноведа в штатском – читайте, смотрите, берегите близких, не болейте, и...

-11

Увидимся в кино!