Найти тему
Петр Нагорный

Влияние массовой кульуры на молодёжь

Оглавление

Доброго времени суток, дорогие читатели, как вам известно подростки больше всех подвержены влиянию со стороны. Это могут быть друзья, родители, учителя, ну и конечно тут не обойтись без интернета, телевидения (которое, впрочем уже отошло далеко на второй план) и прочих средств получения информации. Именно в этом вопросе и хотелось бы разобраться. В этой статье я постараюсь ответить на такие вопросы как: Что же подразумевается под массовой культурой? Каким образом она влияет на подростков? Что думают родители и сами подростки об этом влиянии? Для ответа на эти вопросы я провел собственный опрос, и он вместе с информацией из открытых источников поможет нам сделать выводы.

Начнём по порядку. Что такое массовая культура?

Понятие массовой культуры

Массовая культура – главный социальный феномен нынешнего общества. Ее продукты вошли в повседневную жизнь человека, начиная с массово изготавливаемых вещей и предметов быта, до услуг и различного искусства. Результатом и в то же время средством продвижения массовой культуры выступают современные средства массовой информации, такие как: мессенджеры, социальные сети, видео-хостинги и другие… А ведь сейчас их роль в жизни общества сильно выросла.

Массовая культура – это продукт современного общества, в котором характерными чертами стали: индустриализация, урбанизация, массовое потребление, развитая система массовой коммуникации. Поэтому массовая культура принадлежит к числу стандартизированных явлений духовной жизни современного общества. Так же она имеет некоторое количество характерных черт: примитивный характер, развлекательную направленность, обращение к подсознанию человека, тематическую ограниченность.

Мы ознакомились с общедоступным понятием, но так как слишком многое подразумевается под массовой культурой, я ограничил её. В своём исследовании я изучал как влияют конкретные разделы МК, а именно:

1) Музыка. Она занимает особенное место в интересах молодёжи. Подростки любят ходить на концерты, включать музыку во время прогулок, пока едут на учёбу или даже просто делают уроки, а потому приуменьшать ее влияние на молодёжь, мне кажется глупым.

2) Видео-хостинги. Такие платформы как небезызвестный YouTube, плотно вошли в жизнь современного общества. Там можно найти множество информации и контента и увы, этот контент не всегда оказывает положительное влияние на подростков.

-2

3) Кинематограф. Ну тут мне кажется без комментариев. Фильмы всегда занимали большую роль в досуге молодёжи и в целом на мой взгляд имеют довольно большое влияние на молодёжь, ведь каждый когда-то хотел быть Человеком-пауком или принцессой на пение которой слетаются птички.

-3

4) Видеоигры. С начала 0-ых компьютерные игры являются довольно значимыми в формировании молодёжи и получили довольно широкую аудиторию. И если раньше это было три с половиной подростка в компьютерном клубе, то сейчас почти каждый так или иначе увлекался или увлекается видеоиграми.

-4

5) Социальные сети. Тут точно такая же ситуация как с видео-хостингами и играми. Вместе с развитием интернета большую роль в жизни подростка получили и социальные сети, среди которых можно найти и простые мессенджеры, и такие интересные вещи как небезызвестный Twitter.

-5

С этим я думаю мы разобрались. Но как же все эти вещи влияют на подрастающее поколение?

Подросток и современные средства информации

В современном обществе вокруг утверждения «массовая культура» назрел ряд проблем. Самая важная проблема (на фоне осознания обществом массовой культуры как социального явления) является проблема противоречивости массовой культуры и неоднозначности её воздействия на сознание и поведение личности.

Согласно мифу, один из первых христиан, оказавшись на трибуне римского цирка, не мог отвести глаз от схватки гладиаторов, хотя это зрелище для него было омерзительным. Что же говорить о современных зрителях, читателях и слушателях? Специально говорить о склонности обдумывать чужие страдания, оправдывая их тем, что человек сам того желает, и такой ценой увеличивать прибыль от рекламы – поистине чудовищный промысел.

Подросток, особенно в раннем периоде, с еще неокрепшими убеждениями, идеалами, вкусами, оказывается порой подверженным к различным влияниям, не только хорошим, но и плохим.

Влияние массовой культуры на интересы подростка

Педагоги-психологи отмечают, что под воздействием массовой культуры у современного подростка формируются следующие негативные личностные качества:

• непривередливый художественный вкус;

• легкость преодоления жизненных проблем или наоборот возможен уход в себя;

• жажда развлечений и досугового времяпрепровождения;  предрасположенность к алкоголю, наркотикам и другим ПАВ;  беспричинная агрессия.

Стиль общения и мироощущение ребенка в современном мире в гораздо большей степени зависят от той среды, которая формируется вне учебного пространства – телевидения, гаджетов, рекламы и масс медиа. В подростковой среде планка культуры необычайно снизилась. В какой-то мере, подростковое поведение определяется стремлением к самоопределению через агрессии, созданием своей субкультуры. Но когда вся массовая культура оказывается направлена на подростков, удовлетворяя их существующие потребности, возникает логичный вопрос: а как подросткам определить, что есть норма?

Важными культурообразующими факторами являются окружающая среда и, конечно, времяпрепровождение дома, но эти факторы не играют такой определяющей роли для подростков, поэтому следует отметить важность тех обязанностей, которые ложатся на средства массовой информации, и в первую очередь – на интернет.

Сегодня именно интернету принадлежит особая роль в процессе формирования личности современного подростка. Во-первых, как показывает результат многочисленных исследований, просмотр и общение в социальных сетях занимает одно из центральных мест в структуре досуга современного подростка. Во-вторых, экран компьютера или смартфона обладает особой силой воздействия, из-за того, что визуальные образы, часто «упакованные» в художественную форму, запоминаются сознанием с помощью специфических психологических процессов идентификации и проекции.

Особое, приоритетное место в подростковом возрасте занимает прослушивание музыки. Пение и музыка всегда играли важную роль в обучении и общении. Дети узнают мир из образцов для подражания, то есть кумиров и того, что они видят и слышат.

Музыка - это одна из самых важных частей внутреннего, отдельного мира подростка. Здесь следует сразу обратить внимание на современную музыку содержащую большие частоты и классическую музыку.

Интернет также прочно вошел в жизнь подростка. Что же такое Интернет глазами ребенка? В первую очередь – это средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учебе. Да и, говоря на чистоту, не все второе используют. Очень малый процент подростков используют компьютер и Интернет в учебных целях. Значительная часть подростков проводят огромное количество времени в различных социальных сетях, что, по их мнению, расширяет кругозор и мировоззрение.

Для большинства подростков Всемирная сеть – это очередной инструмент для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения, но никак не сточки зрения родителей и учителей. Миллионы людей находятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только подростки, но и вполне взрослые люди. Интернет помогает многим заменять общение в реальной жизни.

Все вышеперечисленные выводы можно сделать исходя из информации, которую я нашел в открытых источниках. Но как я уже говорил ранее я проводил и независимое исследование в результате которого я выяснил следующее:

Результаты моего социального опроса:

Во-первых, большая часть подростков положительно относится к массовой культуре, а также считают, что она помогает им развиваться. С противоположной стороны – мнение взрослых, голоса которых разделились. Примерно половина считает также, как и подростки, а вторая половина в свою очередь считает, что массовая культура тлетворно влияет на формирование подростков, особенно в настоящем ее обличии.

Также есть и моменты, где мнения сходились. Мнение большинства гласило: Некоторые аспекты массовой культуры изменились в худшую сторону, например, музыка стала гораздо менее осмысленной, а вот фильмы и видеоигры сделали качественный скачок по всем параметрам.

Ещё в результате опроса выяснилось, что более 50% молодёжи проводит в соц-сетях гораздо больше времени, если сравнивать с более старшими поколениями. От себя хочется добавить, что результаты опроса совпадают с моими предположениями и не сильно отличаются от моей гипотезы о том, что старшие считают современную массовую культуру разлагающей и деградирующей. В то же время мнение подростков диаметрально противоположно.

Заключение

Массовая культура в той или иной степени, очевидно, влияет на интересы подростка. Было выявлено как положительное, так и отрицательные качества влияния массовой культуры.

Интересы, увлечения и стремления дают столь характерную для подросткового и юношеского периодов развития направленность мыслительной деятельности человека в будущем. Только на основе личностных интересов возможна адекватная социализация подростка, его внедрение во взрослый мир, где царствует свобода выбора, поступков и ответственность за их последствия.

Вместе с тем сейчас возможно наблюдение у подростков и юношей нарастающий дефицит интересов и увлечений. Стало нормальным обращение к психологу родителей старшеклассников в связи с отсутствием каких-либо разумных интересов у их подрастающих детей. Взрослые ожидают от специалиста применения особых терапий, которые помогают определить путь, по которому их ребенок волшебным образом будет искать себя и станет с охотным усердием познавать мир и работать.

Взрослые в свою очередь в большинстве своём относятся к современной массовой культуре негативно, со скепсисом и недоверием, с чем я в корне не согласен. Массовая культура слишком многогранна, чтобы относить всё к "плохому и приводящему к деградации”. Мне кажется, что подростки в состоянии отличить плохое от хорошего сами. Всё же в последнее время очень хорошо видно, что подростки взрослеют гораздо раньше.

Благодарю за внимание всех заинтересованных и надеюсь я смог как-то помочь вам. До свидания.