Для тех моих читателей, кто не видел этот фильм, он станет радостным открытием. Его нельзя назвать советским - он снят в 1993 год - скорее, он постсоветский. На удивление мало его показывают по TV - если бы однажды случайно я не увидела его по каналу "Культура", так и до сих пор не знала бы о его существовании. Я пишу о фильме "Эта женщина в окне".
Удивительно, что картина, снятая в столь глухие и жуткие времена, получилась такой светлой и лиричной. Посмотрела её вчера ещё раз - да, всё так же волнует, всё так же пробивает до дрожи, до слёз, как и раньше...
Что же может так взволновать и растрогать?! - Ну, конечно, любовь, преданность, нежность! И ещё дружба - Дружба с большой буквы! Героиня фильма ( её играет несравненная Ирина Муравьёва)так говорит о своих подругах: " О них нельзя сказать, о них можно только петь"...
В провинциальный городок приезжает на гастроли цирк. В составе труппы - человек, которого героиня любит практически с тех пор, как себя помнит. В его честь и сына своего назвала Валерианом.
Героиня по имени Женя и две её подруги делают всё, вплоть до подкупа администратора, чтобы цирковой силач Валериан снял квартиру у Жени. Не буду пересказывать сюжет, чтобы не портить впечатление от просмотра, только, немного забежав вперёд, скажу, что закончилось всё хорошо. Неожиданно хорошо...
Героя, циркача, играет актёр Юрий Беляев - для меня этим сказано всё! Внешне не супермен, но настоящий мужчина - это о нём, обо всех его ролях... Редкий в наши времена типаж...
А что такое - настоящий? Брутальный - да! Сильный - да! Защита и опора -да! Но, если отбросить показной кураж - ранимый и беззащитный без прочного семейного тыла, без искренне любящей женщины...
А Женя и её подруги... Эта компания так берёт за душу тем, что я вижу в них себя и своих подруг - сплочённых, надёжных, в преданности и честности их ни разу не давших повода усомниться...
Это - жёны и матери девяностых годов, выпущенные государством в "свободное плавание". Без работы, без средств к существованию, взявшие на себя ответственность за выживание своих семей.
Огромные клетчатые сумки, заполонившие вокзалы, перроны, поезда... Сосредоточенные, бдительные женщины, не спускавшие глаз со своего товара: только зазевайся - и багаж твой, в котором весь "оборотный капитал" поминай как звали! Помните? Всё это "процветало" ещё в начале нулевых...
В фильме бригада из трёх подружек шьёт одежду для продажи на рынке. Самое начало девяностых - платёжеспособных покупателей кот наплакал, каждый пытается что-нибудь продать, а вот желающих купить найти было очень трудно.
И я была в числе таких продавцов - то безуспешных, то удачливых...
С тех пор прошло много лет, а нет-нет, да и проснусь от кошмара, когда приснится, что стою посреди улицы, пытаясь что-то продать, чтобы накормить детей, а толпы людей идут и идут мимо, не замечая меня, будто я прозрачная... И просыпаюсь от щемящего чувства безнадёжности и тоски.
А тогда это и не казалось таким уж страшным - крутили педали до изнеможения - тут не получилось, так другое попробуем...
Вот и эти подружки в облезлых меховых шапках не унывают - с такими не пропадёшь! Только глядя на их приключения сердце сжимается от боли...
И как пронзительно снята любовь - любовь двух взрослых, тонко чувствующих людей!... Им не надо много говорить - великолепны сцены без слов! Как-то я заметила, что если хочешь лучше понять человека, "выключи звук" - не слушай, что он говорит - только смотри. Слова зачастую обманывают, сбивают с толку... Этим приёмом часто пользуется режиссёр фильма...
Потрясающе снята финальная сцена: всё, рухнули расцветшие было пышным цветом Женины надежды на счастье... И вдруг оно опять стоит на пороге! Валериан вернулся. Казалось бы, c героиней истерика должна случиться от восторга - но это было бы расхожим штампом.
Ничего подобного, нет никакой истерики, всё спокойно и буднично: "Обедать будешь?" Ведь за столом сидит десятилетний сынок. Сидит молча. Напряжённо. В ожидании решения взрослых - будет у него отец или так и останется пацан безотцовщиной... Судьба этого маленького героя, пожалуй, больше всего цепляет...
Не помню уже, в который раз я вчера пересматривала этот фильм - он не надоедает, он как стихотворение, как песня - и только в этот раз поняла секрет его притягательности: снят он режиссером Леонидом Эйдлиным, мужем Ирины Муравьевой, с которым она прожила сорок лет.
Этот фильм - признание в любви любимой и единственной. Он пронизан сиянием нежности, надежды и любви - любви на все времена. Любви, которая, подставит плечо, вынесет с поля боя раненого, вылечит и поставит на ноги, а если не поставит, то будет носить на руках...
И уместилось это во всего-навсего одной серии... Дорого стоило в те времена снимать кино... Вот и получился фильм драгоценным.