«Учитывая, что Франц Рубо рисовал картины по заказу правительства и преследовал цель — показать героизм русских солдат и полководцев в захвате территорий Северного Кавказа, живописец интуитивно изображал горцев, отважно защищавших свои земли от захвата»
Франц Алексеевич Рубо на протяжении собственного творчества отдавал предпочтение картинам, отражавшим знаменитые эпические сражения в истории России. Отдельное место в живописи художника занимал Кавказ, однако изначально он никакого отношения к нему не имел.
Родился мальчик незадолго до окончания Кавказской войны 15 июля 1856 года в городе Одесса. С самого раннего возраста ребёнок проявлял интерес к рисованию. Поэтому не теряя времени, семья отдаёт его сначала в Одесскую художественную школу, а потом отправляет в Королевскую Академию художеств в Германии. После её окончания, ища вдохновение и собственный творческий путь, Рубо предпринимает путешествие по России и Средней Азии.
В 80-90 годы XIX-го века раны от пережитой на Кавказе войны только начали заживать. Память о свершившимся кровавом присоединении территорий жила в головах и сердцах людей, в аулах и разрушенных зданиях, в недавних захоронениях и в полностью сожжённых аулах. Франц Рубо хоть и не был свидетелем событий, запечатлённых на его полотнах, но он видел последствия боевых действий, которые происходили на дагестано-чеченских землях.
«Очень много написано книг, создано спектаклей, музыкальных произведений и нарисовано картин, но ничто не сравнится в передаче той тяжелой ситуации, которая была на войне, как панорама Франца Рубо «Штурм аула Ахульго»»
В 1886 году художник получает заказ на написание 17 картин на тему Кавказских войн для исторического музея, созданного в Тифлисе русским правительством и «увековечивания подвигов русской армии при завоевании Кавказа».
В данном Рубо списке значились названия картин, которые состояли из действия, имени и даты. Наглядный пример: «Вступление императора Петра Великого в Тарки 13 июня 1722 года». Можно говорить о том, что перечисленные наименования составляли очерк исторических событий, на территории современного Кавказа, однако начались они не в 1817 году, как сообщает официальная история, а со времен Петра I. Поэтому чтобы выполнить заказ, художник специально изучал информацию по периодам и сам посещал места сражений.
Среди многочисленного списка находилась та, которая отражала штурм резиденции Шамиля Отдельным Кавказским корпусом на протяжении 11 часов 22 августа 1839 года. Когда Рубо приступил к написанию картины, то он задумал изобразить «сцены этого ужасного фанатического боя» в виде панорамы – первую в историю русского искусства и в своей жизни.
«К тому времени панорамная живопись представляло собой вид изобразительного искусства, который раскрывал широкий и всеобъемлющий взгляд на определённое событие, пейзаж или предмет. Особую популярность приобрёл в XIX веке в Европе и США, однако в Китае таким образом рисовали уже в XII веке»
История создания одной из важных картин на тему Кавказской войны любопытна. Вся работа над полотном проходила в Германии, городе Мюнхен. Сюжеты, которые разворачивались на холсте с высотой в 12 метров и длиной в 120, специально подбирались и отражали напряжённые моменты сражений. В этом художнику помогал целый коллектив.
Картина была завершена в 1890 году и первыми, кто её увидел были мюнхенцы. За это полотно Рубо выдали почётное звание профессора, а также наградили баварским орденом Святого Михаила. Перед тем как отправится в Нижний Новгород полотно побывало в Париже, где при виде него звучали восторженные возгласы. Автору присудили орден французского почётного легиона.
Создание первой в русском искусстве панорамы также интересна, как и сюжет развивающихся событий, нанесённых мазками Франца Руба в конце XIX-го века. Художник вместе с коллективом подбирал сюжеты, однако разбор картины невозможен без обращения к событиям и воспоминаниям того времени.
Рубо приглашает равнодушных и не очень не праздно поглядеть на пейзаж Кавказских гор, но увидеть своими глазами трагические события, изменившие судьбы многих людей. Вот мы видим быстро текущую и пробивающуюся сквозь скалы реку Койсу, которая имеет художественное и повествовательно значение – она разделяет местность на две части. С одного берега на другой перебрасывается деревянный мостик, и наглядно показано как два противника, – горцы и русские солдаты, – изначально занимают разные стороны жизни и каждый исповедует свою правду, за которую готов умирать.
На скалистых берегах большой высоты стоят непреступные стены аула Ахульго. Принимается решение, что твердыня неприятеля имама возможно взять только штурмом.
«Рисуя баталию, Франц Рубо сопоставляет действие противников в разных эпизодах. Одна из групп горцев в броске пытается смять русскую пехоту, вступив с ней в рукопашную схватку. Другая группа встречает штурмующих ружейным залпом. Под натиском штыковых атак мюрид отчаянно обороняются»
Чуть поодаль на возвышении располагается артиллерия и главнокомандующий генерал Граббе со своей свитой. Он внимательно наблюдает за боем, который буквально разгорается на улицах аула и крышах горских жилищ. В борьбе участвуют не только вооружённые мужчины, но и женщины с детьми. Используя камни, они сбрасывают их на головы солдат. На полотне показан даже момент, когда офицер падает в пропасть от рук горянки.
Понимая, что русские офицеры не справляются, генерал посылает передовой батальон. Он заполоняет деревянный мостик, и защитники Ахульго сразу бросаются им навстречу.
Вот что писал полковник Д.А. Милютин — очевидец военных событий: «Горцы, несмотря на неминуемую гибель ни за что не хотели сдаваться и защищались с исступлением: женщины и дети, с каменьями или кинжалами в руках, бросались на штыки или в отчаянии кидались в пропасть, на верную смерть. Матери собственными руками убивали детей, чтобы они только не доставались русским: целые семейства погибали под развалинами саклей»
Горцы превратили Ахульго в неприступную крепость, оборона шла отчаянно, сопротивление было долгим, Граббе предпринимал несколько попыток штурма.
Кисть Рубо создавала иллюзию соучастия и усиливала эмоциональное воздействие панорамы на человека. Создавалось ощущение, что сакли были нарисованы в натуральную величину, а части моста, скалистой местности, фигуры людей выполнялись с такой тщательностью, что изображение на холсте казалось реальным. Франц Алексеевич создал не картину, а портал или экран телевизора, передающий документальную съёмку того события.
«К сожалению, сложность работы заключалась в том, что это был государственный заказ, и творческие возможности Франца Рубо ограничивались определенными требованиями. Каждую картину художник первым делом показывал на рассмотрение комиссии и на утверждение Главного начальника кавказского края»
Судьба художественного произведения Рубо сложилась печально. Попав в Россию, панорама сразу же отправляется на Всероссийскую художественно-промышленную выставку в специально выстроенный павильон. Николай II самолично посещает данное событий, а его экскурсоводом выступает Франц Алексеевич. Император остаётся довольным проделанной работой живописца и правительство приобретает «Штурм Ахульго», отправляя полотно в Грузию.
В период Первой мировой войны картину перевозят из Тбилиси в Санкт-Петербург, однако небрежное хранение приводит к тому, что холст подвергается наводнению. Как итог – сейчас сохранились лишь фрагменты величественной панорамы, их отреставрировали, и они стали частью постоянной экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств в городе Махачкала.