В свое время история преподобной Марии Египетской (день памяти – 14 апреля, и вся 5 неделя Великого поста, которая идет сейчас) так потрясла меня, что, находясь в паломнической поездке по святым местам, в одной из обителей святых, приобрел ее икону.
Страсти, даже лютые, одолеваемы с Божьей помощью, покаянием, смирением и трудами поста и молитвы. Вот, что показала жизнь святой Марии.
Она жила в 5-6 веках от Рождества Христова. Родилась и жила в детстве в Александрии.
Девушкой 12 лет, Мария ушла из дома родителей. Дух свободы, открытых возможностей и приключений определил этот ее выбор. Но не любя трудов, не ставя цели по жизни, но желая жить сладко и красиво, она занялась древнейшей профессией. Поначалу ей казалось, как это здорово: живешь в удовольствие, тебя балуют мужчины, тебе платят деньги за то, что и самой тебе нравится, за наслаждения. Не меньше, чем рай. Она полюбила и праздность, и легкие деньги, и любвеобилие, и комплименты мужчин, слушание которых ласкало ее слух, вызывая сладкие чувства.
17 лет жизни она провела в таком «раю». «Рай» призрачный, обернувшийся бедой. Недаром, святые отцы (на эту особенность обращает внимание, например, преп. Иоанн Лествичник) про согрешивших в иных грехах говорят – «такой-то согрешил», а про предавшегося греху блуда – «такой - то пал».
По воле случая, Мария попала однажды на корабль, шедший на Святую Землю. Ее не столько интересовало само направление корабля, сколько то, что здесь она могла найти много своих «посетителей» среди моряков. Что и делала в дороге.
Попав в Иерусалим, она присоединилась к группе паломников, направлявшихся в храм Воскресения Христова. В ее голове даже не мелькала мысль о том, как она пойдет к святыне, будучи столь порочной сама. Для нее посещение Храма было равносильно посещению любого другого заведения, а никак не соприкосновение со святыней.
Но она не смогла войти в Храм. Будто какая-то невидимая рука или стена не пускала ее соприкоснуться со святыней Иерусалимского храма.
И тут ей пришло осознание, почему так происходит. Самосознание. Ее охватил ужас, чувство глубокого покаяния. Она подошла к иконе Божьей Матери у входа и попросила Ее заступничества. И не только попросила, но пообещала, дала клятву Ей, исправить свою жизнь на Богоугодную.
Мария была допущена в Храм, пролила слезы покаяния у Гроба Господня и вышла из Храма другим человеком, изменившимся внутри, в осознании себя перед Богом, в желании начать новую, другую, Богоугодную жизнь. И она дала клятву Богородице.
Она удалилась в Иорданскую пустынь и почти полвека провела там в уединении, посте и молитве.
Там же она обрела и последнюю свою земную обитель. Но видевший ее на склоне лет старец Зосима Иорданский, был удивлен силе ее святости, ее молитвы. За год до ухода из земной жизни Марии, старец причастил ее в пустыне Святых Христовых Тайн.
Там же, в пустыне, год спустя, Мария и была предана земле старцем Зосимой.
Мера покаяния равна мере греха. Тот, кто тонет и завязает в тяжких грехах, вынужден предаваться и долгому покаянию для прощения Богом.
Если представить, что жизнь земная имеет ценность и ее стоит прожить достойно, сотворив много полезного и доброго, открыв много удивительного, ставя цели благородные и добиваясь их, а не живя праздно, то стоит сказать вот что.
Страсть часто проще не допустить, и это будет жертва приятная Богу, чем, запустив ее, работать с ее последствиями. Иногда в этом помогает своя воля, прилепляемая к Богу, а иногда ближние, которые вразумляют и молятся за тебя. Если же ни того, ни другого не случилось, то тогда такой великий подвиг как у преподобной Марии дает надежду на спасение.