Найти тему

ПРИТЯЖЕНИЕ ЛУНЫ

Оглавление

Многие писатели-фантасты в своих произведениях описывали реальных людей и использовали популярные научные гипотезы. Но жизнь порой оказывается намного удивительнее фантастики. Невероятной оказалась и судьба И. Ф. Коровина, прототипа литературных героев из романов «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» советского писателя А. Н. Толстого.

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

По мнению людей, знавших Ивана Федоровича Коровина, товарища Алек­сея Николаевича Толстого, именно чер­ты характера и отдельные эпизоды его биографии были воплощены писателем в образах инженера Петра Гарина и про­фессора Манцева. Но и в реальной жиз­ни Иван Коровин, бывший соратником К. Э. Циолковского, оставил след в оте­чественной военной промышленности и русской космонавтике. Но в то время как Циолковского знают во всем мире, имя Коровина незаслуженно забыто.

Он с юных лет горел желанием сле­тать на Луну. Для этого мечтал постро­ить башню высотой в 40 тысяч верст, с которой в безвоздушном пространстве можно было бы запускать корабли с по­мощью катапульты. Однако эту идею он отбросил еще во время учебы в Политехническом институте во Франции, где изучал металловедение, хотя от самого полета на Луну не отказался.

МАГНИТНАЯ ИДЕЯ

Унаследовав от отца, богатейшего купца, капитал в 350 тысяч рублей, он удачно разместил его во французских, английских и американских банках, получая ежегодный доход в 30 тысяч рублей. На эти деньги создал лабора­торию, в которой трудился над реали­зацией своей мечты — полета на Луну.

В поисках решения он подружился с К. Э. Циолковским, но предложенный им реактивный двигатель отверг сразу, считая, что тот съедает слишком много топлива. Гораздо больше ему нрави­лась идея космических путешествий на... аэростате. Коровин занялся поис­ком способа «плавать» в мировом ре, как в то время называли космос, и в 1903 году приступил к созданию меж­планетного дирижабля. Иван Федоро­вич считал, что оболочка, наполненная неким горячим эфиром межпланетно­го, а не химического происхождения, способна поднять герметичное уст­ройство в стратосферу и доставить его на Луну, При этом было необходимо найти что-то, что давало бы возмож­ность управлять движением этого ле­тательного аппарата и создавать тягу в космосе. Предположительно, идею изобретателю подсказал французский фантаст Сирано де Бержерак. В одном из своих произведений он описал ге­роя, сидящего на металлическом листе и подбрасывающего над головой маг­ниты. Таким образом железный лист поднимался ввысь вместе с седоком.

Конечно, всерьез относиться к этому было нельзя, но прочитанное натолкну­ло изобретателя на идею о магнитной левитации. С этого момента он всерьез занялся изучением электромагнитных волн. Он искал способ заставить их «дуть в паруса» летательного устрой­ства в межпланетном пространстве.

Коровин был страшно недоволен тем, что науке известно всего два маг­нитных полюса. «Мы очень плохо знако­мы с магнитной энергией. Считать, что существуют только два полюса, — все равно что считать, будто в мире всего два цвета: черный и белый», — писал он Циолковскому в марте 1907 года.

Ученый занялся поиском многополюс­ных магнитов. Он скупал метеориты со всего мира, надеясь отыскать среди них образцы с необходимыми ему свой­ствами. С 1908 по 1916 год Коровин ор­ганизовывал экспедиции на Камчатку, планируя из гейзерных солей извлечь новые металлы. Он также финансировал геомагнитные экспедиции по всей пла­нете, включая побережье Антарктиды, пребывая в полной уверенности, что в мире существуют не только Северный и Южный магнитные полюса, но и другие, пока еще не открытые. Они, по его мне­нию, были способны притягивать и от­талкивать летательные устройства, со­зданные из многополюсных магнитов.

СТАРТ

Вскоре ученый заявил, что один из таких полюсов он обнаружил в... Во­ронежской губернии, на хуторе Степ­ном. Там он построил для себя богатый особняк, а также цех для создания ле­тательного аппарата. В нем находи­лась электрическая печь для плавления специальной руды, добытой на камчат­ском руднике вблизи вулкана Толбачик.

Электроэнергию вырабатывали ориги­нальной конструкции ветряки. Местное население было недовольно шумным соседом, тем более что на работу хо­зяин брал исключительно квалифици­рованных специалистов из Москвы, Петербурга и с Урала, игнорируя мест­ных жителей. В августе 1917 года про­ект был завершен. Ученый пригласил на презентацию своего первого косми­ческого полета друзей, знакомых, из­вестных людей и прессу. Среди пригла­шенных были и писатель А. Н. Толстой с К. Э. Циолковским, крайне скептически относящимся к идее своего едино­мышленника. Тем не менее 21 августа 1917 года полет состоялся.

Вот как описал это событие воронеж­ский журналист Драгунов в газете «Про­винциальные ведомости» от 10 (23) ав­густа 1917 года: «...Взору приглашенных очевидцев предстал небольшой дири­жабль, выполненный целиком из метал­ла, секрет которого автор не раскрыл, но обещал передать на безвозмездной основе новому руководству страны.

Единственная тайна, которую раскрыл изобретатель о металле, заключалась в том, что он обладает необычными маг­нитными свойствами, способен оттал­киваться и притягиваться не только кразличным металлическим предметам, но, что самое удивительное, к пустоте (вакууму), которую И. Ф. Коровин считал особого рода магнитом. Затем он пове­дал о способе управления аппаратом, обладающим магнитными рулями и па­русами, позволяющими перемещаться в любом направлении без какого-либо топлива. Этот аппарат, подобно парус­нику, обладал возможностью передви­гаться в безвоздушном пространстве под воздействием попутного ветра...

Внутри аппарата расположена кабина для пассажира. Размером с комфор­табельное купе, она содержит все, что может понадобиться эфирному путе­шественнику: абсолютно прозрачное окно-иллюминатор, электрическую лампу, кресло-кровать, бювар с пись­менными принадлежностями... сред­ства гигиены, запас еды и питья и, что главное, воздуха на две недели... Каби­на совершенно защищена и от лютых морозов, и от адской жары, которые ца­рят в небесах одновременно!» Тогда же Коровин заявил, что пока в его намерение входит подняться на небывалую высоту в 100 верст (это гра­ница космоса) и вернуться на Землю.

О полете на Луну говорить еще рано, так как аппарат требует доработки. Но он намерен отправиться туда в конце осе­ни 1917 года.

Среди приглашен­ных были и писа­тель А. Н. Толстой (фото слева) с К. 3. Циолковским (фото справа), крайне скептичес­ки относившиеся к идее своего едино­мышленника.
Среди приглашен­ных были и писа­тель А. Н. Толстой (фото слева) с К. 3. Циолковским (фото справа), крайне скептичес­ки относившиеся к идее своего едино­мышленника.

ПОЛЕТ В НИКУДА

Приглашенные с нескрываемым лю­бопытством наблюдали за действиями изобретателя. Коровин зашел в каби­ну и задраил дверь изнутри. Аппарат взмыл в воздух совершенно бесшумно.

Ассистенты ученого фиксировали вы­соту полета летательного устройства с помощью подзорных труб. Достаточно быстро аппарат превратился в точку на небе, а затем скрылся вовсе. Очевидцы отмечали, что металлическая оболоч­ка еще долго продолжала светиться.

Предполагалось, что излучение было реакцией необычного металла на воз­действующие магнитные поля. Всю ночь присутствовавшие с нетерпением ждали возвращения новоиспеченного Икара, но он не вернулся. Проведенные поиски ни к чему не привели. Не исключено, что аппарат упал и разбился в каком-нибудь безлюдном месте, покоится на дне одно­го из океанов или морей или, долетев до линии фронта, был сбит как вражеский дирижабль. Кое-кто считал, что, опаса­ясь революционных событий, Коровин просто улетел за границу, ведь недаром все его состояние было размещено в за­падных банках. Так ли это было на самом деле, сказать трудно, поскольку И. Ф. Ко­ровин исчез навсегда.