Павел Луспекаев. Я узнал о нем, когда посмотрел "Белое солнце пустыни". И актёр, и его роль больше всех понравилась, конечно, почти всем мальчикам нашего двора. А слова Верещагина, которого он сыграл в фильме - "Мне за Державу обидно", для многих стали девизом на всю жизнь. Его биографию и почти легенду о съёмках фильма мы узнали потом.
Он родился 20 апреля 1927 года в Луганске, Украинская ССР.
Отец — нахичеванский армянин. Мать — донская казачка.
В 1943 году пятнадцатилетним подростком ушёл добровольцем на фронт. Был в партизанском отряде, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»).
Получил тяжелое ранение в руку разрывной пулей.
Из воспоминаний:
"... отправили в саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Каким-то немыслимым усилием воли Паша выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти."
В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Павел переехал в Ворошиловград (ныне Луганск), где был зачислен в труппу Ворошиловградского драматического театра. Летом 1946 года Луспекаев переехал в Москву и подал документы в театральное училище имени Щепкина.
С 1950 года — актёр Тбилисского театра русской драмы, с 1957 года — актёр Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки, с 1959 года — артист Ленинградского БДТ имени Горького. Артисту было двадцать шесть лет, но его уже настигла болезнь сосудов. Сказалось военное отрочество, прошедшее в партизанском отряде, ранение. А позже — полуголодная студенческая жизнь в нелёгкие годы после войны.
Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Согласиться — означало отдалить конец на многие годы. Но он не мог жить без театра. И
когда стало ясно, что выхода нет, что промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс, на ампутацию стопы обеих ног.
Операция дала отсрочку, на этот раз последнюю...
Как вспоминают актеры:
"...В съёмочной группе фильма "Белое солнце пустыни" царила паника. Кончалось лето, а поиски исполнителя на роль Верещагина безбожно затягивались. Зная о состоянии Луспекаева, приглашать его на роль считали нереальным. Но когда пришли к нему домой со сценарием, он встретил гостей на ногах и без костылей. Это было в июле 1968 года, а в августе начались съёмки в Дагестане, на пустынном побережье Каспия, южнее Махачкалы.
"Своим" домом Луспекаев остался доволен. Беда была в том, что сыпучие пески мешали добираться до объектов съёмки. И если технику подтаскивали бульдозерами, то людям приходилось ежедневно проделывать более полукилометра по вязкому песку пешком.
Опираясь на палку и на плечо сопровождавшего ассистента или чаще жены — самоотверженной Инны Александровны, он вышагивал медленно, мучительно.
Работа Луспекаева в фильме "Белое солнце пустыни" была подвигом в самом высоком и буквальном смысле этого слова."
Павел Луспекаев умер 17 апреля 1970 года на 43-м году жизни от разрыва сердечной аорты в гостинице "Минск" города Москвы. Похоронен на Северном кладбище в Ленинграде.
На родине П.Б. Луспекаева в украинском городе Луганске в 2012 году, к 85-летию артиста, областному театру присвоено его имя – Луганский областной русский драматический театр имени Павла Луспекаева.