Слив курса в телеграм или на складчины - это худший ночной кошмар всех продюсеров, экспертов, блогеров и всех причастных к инфобизнесу. Противодействовать сливам очень сложно, если рассматривать юридические аспекты, то обнаруживается, что точек принудительного влияния чрезвычайно мало. В этой статье я дам несколько советов, как можно предотвратить сливы, сделав несколько организационных и маркетинговых изменений.
1. Повышать цену
Логика очень простая. Чем больше платит студент за свое обучение, тем меньше у него желания бесплатно распространять купленные материалы.
Конечно, это не панацея. Организаторы складчин просто будут стараться привлекать еще больше пользователей, чтобы выкупить и слить курс в общий доступ. Но повышение цены значительно понизит риск курса появиться на складчине.
К тому же, если вы заходили на складчину хоть раз, то замечали, что, прежде всего, там предлагаются курсы известных блогеров, которые продаются в общем доступе за достаточно небольшие деньги - до 10-15 тысяч, максимум до 20-25 тысяч, более дорогие сегменты рынка там обычно просто отсутствуют.
2.Публиковаться на закрытых ресурсах
Если вы рассматриваете онлайн-площадку для размещения курса в записи и коммуникации с учениками, то отдавайте предпочтение таким сервисам, которые будут:
- иметь функцию авторизации пользователя под персональным логином и паролем
Дело не в удобстве ваших учеников, а в том, чтобы у вас была возможность отследить, у каких людей был доступ к просмотру материала и в какое время. Так, постфактум вы сможете определять “лазутчиков” как детектив и отрубить доступ нежелательному лицу, которое занимается сливом. Конечно, в больших онлайн-школах это не очень удобно, но лучше не пренебрегать такой функцией.
- запрещать скачивание
Это не очень реальное требование, поскольку при желании всегда можно сделать запись экрана и дальше передавать материалы в интернете. Но! Далеко не все такие пользователи такие “прошаренные” и будут готовы реально записывать все уроки, хранить их, перерабатывать, а потом еще куда-то выкладывать, это очень муторно.
Если на площадке для размещения курса будет возможность просто проигрывания видео-урока, перематывания, кнопки “стоп” и т.д. этого вполне достаточно (без скачивания, только просмотр!)
3.Работать в записи по минимуму
Сливы касаются чаще всего тех, кто делает курс в записи. Значительно меньше этому риску подвергаются те, кто презентуют учебные материалы преимущественно “вживую”, т.е. на живых вебинарах, которые дорабатываются и проводятся для каждого нового запуска.
С автоматизацией, конечно, такой подход сочетать очень сложно. Поэтому, как вариант, “живые” встречи можно проводить в формате зум-конференций. Там организатор имеет право ограничить зрителям доступ на запись. Так, ваша онлайн-встреча будет практически полностью защищена от слива.
4.Создавать очень нишевые продукты
Любая складчина ориентируется на достаточно среднестатистического пользователя с такими же среднестатистическими интересами: фитнес, как похудеть/как накачаться, отношения и т.д. Сложные узкоспециализированные вещи попадают на сливы очень редко, потому что организаторы боятся не распродать их и соответственно не отбить вложения.
5. Проводить консультацию до начала курса
В идеале схема должна быть такой, что сначала вы созваниваетесь с учеником, взаимно оцениваете друг друга и потом делаете вывод, можно ли допустить человека к покупке и посещения курса. Технически это сложно, потому что предполагает большие временные затраты на созвоны. Такую работу можно переложить на менеджеров по продажам, менеджеров проектов и т.д. Но да, опять же - это затраты на их зарплаты и т.д.
Несмотря на трудоемкость этого процесса, я все равно активно за него выступаю, потому что это:
- отличная маркетинговая фишка
Недоступность всегда привлекает. И если вы показываете, что готовы взять на курс даже платно далеко не всех, добавляет вам очков в глазах вашей аудитории
- проверка “химии”
Физиогномика и в целом восприятие другого человека никогда нас не подводит. Если нам человек не импонирует внешне или в коммуникации, то это тоже далеко не просто так. Если это произошло на первом созвоне, в рамках предварительной консультации (платной или бесплатной на ваше усмотрение), то дальше будет только хуже. Смысл доводить до эскалации конфликта, если вы сразу видите, что человек проблемный и не подходит под ваши ценности? Лучше сразу отказать ему в обучении.
- снижение рисков
И дело не только в сливах. Удовлетворенность курсом, прохождение материала до конца - это тоже немаловажные факторы. Поэтому если вы сразу отсмотрите самых заинтересованных учеников на консультации, то значительно повысите показатели курса. А те, кто изначально был не особо заинтересован в конкретной теме или уникальности вашей программы, не будут давать необъективную критику, вызванную тем, что они недостаточно осознанно подошли к выбору курсов.
6. Обратная связь учеников
Я придерживаюсь такого мнения, что домашние задания должен проверять в большинстве случаев сам автор программы, а не куратор. Тем не менее, оба из них обязаны(!) оценивать не только правильность домашних заданий, но и саму подачу, особенности разговора того или иного человека, психологические аспекты.
Зачем это нужно? - спросите вы.
Хотя бы для того, чтобы действительно вникнуть в потребности студента и дать ему максимум пользы. Но не все так просто. Нередко организаторы сливов проходят курсы сами перед тем, как слить их в интернет. Неразвернутые ответы на задания, ответы ради ответов, жалкие отписки, разная подача домашних заданий (хотя по логике одному и тому же человеку свойственна одна и та же манера разговора), - все эти признаки должны навести вас на мысль, что перед вами не настоящий ученик, а подставное лицо, ворующее ваш контент.
Так, я перечислила самые актуальные меры по защите онлайн-курсов от слива. Расскажите, сталкивались ли вы со сливами ваших курсов в сеть, если да, то что делали?