Ответить на вопрос “Что такое демократия?” можно встречным вопросом: “Какая из демократий?”. Демократии бывают разные. Британский политолог Дэвид Хэлд насчитал целых 12 моделей. И это только те варианты, которые существовали, существуют или обсуждаются в Западной Европе и Северной Америке.
Как определять демократию?
В современной политической теории есть, минимум, четыре подхода для определения того, что есть демократия.
1) Конституционный. Это формальный подход, рассматривающий как законы действуют при данном политическом режиме. Существуют различные политические режимы - демократические, аристократические, монархические (имеются в виду именно абсолютные монархии), олигархические. Для каждого из них характерны свои законы. Демократическая конституция предусматривает выборные органы власти, разделение властей, систему здержек и противовесов, гарантированные права граждан и так далее. Проблемы такого подхода очевидны.
Демократические конституции сегодня есть почти у всех государств и они мало говорят о фактическом положении дел
2) Назовём его реалистическим. Если правительство поддерживает благосостояние людей, обеспечивает свободу личности, мирное разрешение конфликтов, справедливое правосудие и так далее - это демократия.
Тут две проблемы. а) оценочность этих критериев (что такое благосостояние? справедливость?) По сути, демократия здесь хорошее правление противоположное плохому, б) ограниченность, сосредоточенность на правительстве. Надо поменять неправильное правительство на правильное и будет вам демократия. Опыт последних 30 лет показал, что это не так
3) Процедурный. Характер политического режима определяется тем с помощью каких процедур формируется власть. Если власть захватывается силой - диктатура, передается по наследству - монархия, на свободных и честных выборах - демократия. Такой подход тоже следует признать сильно ограниченным. Свободные конкурентные выборы, конечно, важны.
Однако если роль граждан ограничивается только тем, чтобы раз в несколько лет проголосовать, это вряд ли можно назвать демократией.
Шарль Монтескье, например, называл строй, при котором должностные лица назначаются на выборах, аристократией. При демократии, по его мнению, должностные лица назначаются по жребию. Он имел в виду древнеафинскую демократию, где так оно и было
4) И, наконец, самый продуктивный, с моей точки зрения, подход - процессуальный. Он предполагает, что демократия - это непрерывный процесс, а не набор отдельных событий вроде выборов и не просто система учреждений и законов.
Мне этот подход нравится по трем причинам:
а) он сосредоточен не на правительстве, законодателях и элитах, а на всех участниках и участницах сообщества, на том, что они делают для того, чтобы была демократия, чтобы она не стала пустой формальностью и красивой вывеской
б) он позволяет понять, почему демократические устройства могут быть очень разными, что при устроении демократии не только можно, но и нужно учитывать культурные и другие различия между сообществами.
в) Наконец, процессуальный подход даёт нам в руки инструмент строительства демократии не только в целом государстве, но и в любом сообществе, которое вы хотите устроить демократически
Принципы демократического процесса
Принцип эффективного участия. Перед тем как решение по важному вопросу будет принято, у всех участников и участниц сообщества должны быть реальная возможность высказать свое мнение перед остальными о том, каково должно быть это решение
Принцип «Один человек - один голос». На момент принятия решения все участники и участницы должны иметь равные и действенные возможности для голосования, а голоса должны подсчитываться как равноценные. “Один человек - один голос”
Этот принцип не следует из предыдущего и был признан значительно позже, чем первый, и далеко не всегда и везде признается до сих пор. Мнение могут высказывать все, но решения должны принимать только самые подготовленные, опытные, мудрые и далее по списку. Именно из этого исходили отцы-основатели США, создавая знаменитую процедуру избрания президента коллегией выборщиков, парламенты в ряде стран были представительными, совещательными, но не законодательными органами (Государственная дума в царской России), до ХХ в. почти повсеместно в мире не могли голосовать на выборах женщины и некоторые категории мужчин, во многих неправительственных организациях совершенно законной и нормальной практикой является разделение своих членов на тех, у кого есть право голоса при принятии решений и тех, у кого его нет.
В наши дни снова появляются голоса, критикующие всеобщее избирательное право и принцип “один человек - один голос”
Принцип информированного понимания. Все участники и участницы сообщества должны в разумные сроки получить равные и действенные возможности узнать глубже о других альтернативных политиках и возможных последствиях их проведения
Принцип контроля над повесткой дня. Все участники/цы сообщества решают как и какие вопросы следует включать в повестку дня
Демократия - это процесс, который никогда не прекращается и в котором участвуют все граждане и гражданки. От интенсивности и качества такого участия зависит существование демократического режима. Без этого демократические институты и законы либо не появятся, либо будут пустой формальностью. Демократию невозможно установить с помощью реформ и революций. Они могут только помочь, или, наоборот, помешать процессу демократизации
Узнать больше о принципах демократического процесса и аргументах, критикующих их, скептиков вы сможете здесь