Найти в Дзене
Фотосклад.Эксперт

5 причин нерезких фото, и как с этим бороться

Оглавление
Фото: stocksnap.io
Фото: stocksnap.io

Делаете важный снимок, а он получается смазанным — хорошо, когда есть возможность снять еще один кадр, но бывает и такое, что момент безвозвратно упущен. Представьте, насколько это может быть обидно, если вы снимаете первые шаги ребенка или любое другое событие, которое никогда не повторится. Так почему же получаются нерезкие фотографии и как этого избежать?

Размытое фото из-за длинной выдержки

Шевеленка возможна при разных обстоятельствах, но чаще всего дело в длинной выдержке. Именно она — наиболее частая причина смазанных кадров. Колебания самой камеры при этом могут быть незначительны и даже незаметны. Минимальная шевеленка появляется уже на значении выдержке более 1/60 секунды, хотя многое зависит от уровня стабилизации камеры и опыта фотографа.

Решение простое: чтобы изображение получалось резким, укорачивайте выдержку. Для разных фокусных расстояний подходят определенные значения этого параметра при съемке с рук. Более подробно про выдержку расскажем ниже.

Штатив незаменим при фотографировании пейзажей, но для съемки подвижных объектов он чаще всего бесполезен. Фото: stocksnap.io
Штатив незаменим при фотографировании пейзажей, но для съемки подвижных объектов он чаще всего бесполезен. Фото: stocksnap.io

Еще один способ решить проблему шевеленки — использовать штатив. Но даже с ним возможны колебания, например, при сильных порывах ветра. На этот случай многие модели штативов оснащены специальным крючком для подвешивания грузов (обычно достаточно даже рюкзака с фототехникой). К сожалению, штатив на длинных выдержках оказывается бесполезен, если в кадре есть подвижные объекты. Так мы плавно подошли к следующей распространенной причине нерезких снимков.

Подвижный объект = смазанная фотография

Движущиеся объекты снимать всегда труднее, чем статичные. Из-за быстрой смены композиции кадры получаются смазанными, и чем длиннее выдержка, тем плачевнее результат. В таких ситуациях не спасает даже штатив. Встроенная функция стабилизации немного помогает, прощая незначительные ошибки фотографа и позволяя выставлять выдержку чуть длиннее. Подходящее значение приходится подбирать с учетом обстоятельств и снимаемого объекта. Вот базовые параметры выдержки, от которых можно отталкиваться:

  • при съемке неподвижного объекта достаточно выдержки до 1/60 с;
  • если фотографируете детей, нужна выдержка 1/200 с или еще короче;
  • когда необходимо «заморозить» движение спортсмена или автомобиля на гонках, потребуется выдержка не длиннее 1/500 с.

Есть также одна простая формула, которая поможет сориентироваться при выставлении выдержки: самая короткая выдержка = 1 / фокусное расстояние. Соответственно, на 200-миллиметровом телеобъективе выдержка должна быть не длиннее 1/200. Также нужно приучиться плавно нажимать на спуск, фотографируя с рук.

Чем длиннее выдержка, тем смазаннее получаются подвижные объекты. Фото: wikimedia.org
Чем длиннее выдержка, тем смазаннее получаются подвижные объекты. Фото: wikimedia.org

В современных камерах для съемки подвижных объектов есть следящий автофокус, который предугадывает перемещение объекта и фокусируется на нем, не упуская из виду. В камерах Nikon и Pentax эта функция называется AI Servo AF или AF-C, а в Canon — Auto Select.

ГРИП и размытые снимки

ГРИП расшифровывается как глубина резко изображаемого пространства. Иными словами, просто глубина резкости. Когда ее не хватает, снимки получаются размытыми. Объясним на примере: если у вас китовый объектив 18–55 мм, при f/5.6 на длинном конце ГРИП будет около 7 см, а снимаемый объект при этом окажется в фокусе на расстоянии около 1 метра. Все, что будет расположено за пределами ГРИП, получится смазанным.

С подобной размытостью часто сталкиваются люди, снимающие на смартфон или компактные цифровые камеры, у которых высокие показатели ГРИП и все объекты находятся в зоне резкости. Чем больше размер матрицы, тем ниже глубина резкости. Это и придает снимкам объем за счет размытия заднего плана.

Грамотно выставленная при помощи диафрагмы глубина резкости помогает создавать более четкие снимки, размывая фон. Фото: flickr.com
Грамотно выставленная при помощи диафрагмы глубина резкости помогает создавать более четкие снимки, размывая фон. Фото: flickr.com

Если вы снимаете с фокусировкой по одной точке, то можете столкнуться с проблемой размытия фотографий. Его причиной бывает ошибка автофокуса или незначительное перемещение камеры либо объекта съемки. ГРИП в таком случае тоже смещается, а кадр получается смазанным.

Избежать этой проблемы можно несколькими способами:

  • вручную указывать точку фокусировки (но это неудобно);
  • не поворачивать камеру, а смещать ее только параллельно плоскости снимаемого объекта;
  • пользоваться ручной фокусировкой;
  • поднять глубину резкости, прикрыв диафрагму (в таком случае задний план будет размываться меньше).

Почему в темноте все фотографии нерезкие

Любой камере труднее фокусироваться в темном пространстве, если на ней не установлен дорогой светосильный объектив. В остальных случаях всё работает так: из-за недостатка света выдержка становится длиннее, а фото получается нерезким. Решений ситуации несколько, и их можно использовать в комплексе:

  • Добавить света. Способов много, выбор зависит от обстоятельств. Можно или переместить объект ближе к источнику света, или включить в камере функцию подсветки автофокуса (работает только на небольших расстояниях), или использовать вспышку и так далее.
  • Увеличить ISO и шире открыть диафрагму. При съемке в автоматическом режиме обычно регулируется лишь светочувствительность, а диафрагмой управлять нельзя — придется переключиться в ручной режим.
  • Использовать штатив или поставить камеру на статичную поверхность. В таких случаях фото получится резким с любой выдержкой при условии, что объекты в кадре неподвижны.

Погода и нерезкие снимки — какая связь

Осталась одна неочевидная причина нерезких фотографий — казалось бы, как погодные условия способны повлиять на фокусировку камеры? В действительности могут, и порой очень существенно. Проблема проявляется преимущественно при съемке удаленных объектов, поэтому, если вы специализируетесь на портретах, с подобным, возможно, никогда не сталкивались.

Типичный пример ночного фото с недостаточным ISO и длинной выдержкой. Фото: flickr.com
Типичный пример ночного фото с недостаточным ISO и длинной выдержкой. Фото: flickr.com

Итак, если воздух наполнен разными частицами (стоит туман, идет мелкий дождь или на улице марево от жары), они могут помешать добиться идеальной резкости. Повлиять на эти обстоятельства мы не в силах. Можно попробовать «поиграть» с настройками, выставив другие значения выдержки, ISO и диафрагмы, или же просто перенести съемку на другой день, если это возможно.

Еще несколько причин, почему ваши фото всегда выходят нерезкими

Есть и другие факторы, способные повлиять на качество. Смазанные фотографии могут получаться, если:

  • Объект слишком близко. Каждый объектив имеет минимальное расстояние фокусировки. Например, телеобъективы фокусируются на объектах с расстояния не менее двух метров.
  • Запылилась линза. Следите за чистотой объектива и периодически его протирайте.
  • Некачественный (или затертый от времени) светофильтр.
  • Дешевый китовый объектив. Хотя даже им можно получать неплохие кадры при должной сноровке.

Чтобы изображение на снимках получалось резким, больше практикуйтесь, анализируя свои промахи. И помните, что даже профессионалы иногда ошибаются, поэтому каждую съемку начинают с нескольких пристрелочных кадров, чтобы оценить ситуацию.

Автор: Владислав Иванов

Подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе всего интересного, что происходит в мире фототехники, смартфонов и гаджетов.

Читать также:

Поймать момент: 10 забавных фото с удивительными совпадениями

Топ-10 фотографий из соцсетей National Geographic Россия

Дали и кошки — как сделали эту фотографию в 1948 году без фотошопа?