Найти тему
Джаз.Ру

Альбомы русского джаза. Алексей Козлов «Подпольный Арсенал» (1974-75, выпуск 2001)

Обложка издания 2001 г.
Обложка издания 2001 г.

Альбом джаз-рок-ансамбля «Арсенал», составленный из записей, сделанных в 1974-1975 гг., в период, когда созданный в 1973 г. коллектив находился под полным запретом. Ансамбль играл новомодный, громкий джаз-рок, фрагменты рок-оперы «Jesus Christ Superstar», да еще на английском языке, да еще и с импровизациями — не говоря уже об исполнении хитов таких популярных в хипповой среде групп, как Chicago, Tower of Power или Blood Sweat & Tears. Это была явная «идеологическая диверсия», тем более, что ансамбль состоял из высокопрофессиональных музыкантов, возглавляемых известным к тому времени джазменом — саксофонистом Алексеем Козловым. Сразу же началось давление со стороны московских властей, как явное, так и скрытое; оно продолжалось до тех пор, пока «Арсенал» не был в 1976 г. принят на работу в Калининградскую филармонию, но и тогда платные выступления в Москве были для ансамбля закрыты почти до конца 1970-х. Альбом составлен из разномастных записей «подпольной» поры и был выпущен дважды, с несколько разным набором треков: лейблом Moroz Records в 2001 г. и Школой менеджеров «Арсенал» Виталия Булавина в 2005. Сегодня мы слушаем вариант 2001 г. и читаем комментарии Алексея Козлова к отдельным трекам, взятые из буклета варианта 2005 г.

Обложка издания 2005 г.
Обложка издания 2005 г.

ТРЕК 1. «Учит день меня» — это был мой первый опыт написания песни на русском языке. Я обратился к русской поэзии 19-го века и нашёл этот текст у Константина Случевского, замечательного, но малоизвестного поэта.

ТРЕК 2. В 1975 году ко мне обратился кинорежиссёр Алексей Салтыков, снявший к тому времени ряд популярных фильмов, таких как «Председатель», и пользовавшийся большим авторитетом на «Мосфильме». Он предложил ансамблю «Арсенал» сняться в его новом фильме «Семья Ивановых», а мне написать музыку. Ему очень хотелось снять честное кино о современной хипповой молодёжи и ее взаимоотношениях с поколением родителей. Я высказал ему свои сомнения по поводу того, что это пропустит начальство «Мосфильма». Тем не менее, он взялся за то, чтобы «протолкнуть» нас в свой фильм. Для того, чтобы в фильме были песни на русском языке, мы обратились к моему другу, поэту-переводчику Асару Эппелю. Так появился ряд песен, одна из которых — «Хлеб, вода, небо» — представлена на данном альбоме. Естественно, начальство наотрез отказалось пропускать мою музыку и, тем более, ансамбль «Арсенал», на советский экран. Салтыков проиграл эту борьбу. Фильм вышел с музыкой Андрея Эшпая.

ТРЕК 3. «Элегия» — эта пьеса была для меня «пробой пера» при написании инструментальных аранжировок для нового коллектива. До этого я имел большой и разнообразный опыт работы с джазовыми коллективами. Но здесь нужно было выдержать совершенно иной стиль, пользуясь более простыми средствами для группы духовых, а также новыми для меня приёмами оркестровки партий ритм-группы, характерными для джаз-рока.

Редкие выступления «Арсенала» подпольного периода проходили в основном за пределами Москвы: Таллин, 1974 (обратите внимание на портрет Ленина на заднике сцены). Фото © Тыну Таливе
Редкие выступления «Арсенала» подпольного периода проходили в основном за пределами Москвы: Таллин, 1974 (обратите внимание на портрет Ленина на заднике сцены). Фото © Тыну Таливе

ТРЕК 4. «Андалузский дилижанс» — это обновлённая версия моей композиции, написанной ещё в 1964 году и выпущенной на долгоиграющей пластинке «Джаз-65» в исполнении моего Квартета

ТРЕК 5. «Сюита в Ля-бемоль мажоре» — эта композиция была первой попыткой создания чего-то собственного, отличающегося от «фирменной» музыки. Здесь я попытался совместить мой опыт джазмена-авангардиста с новыми приёмами, которые я почерпнул из рок-культуры, используя «Арсенал» как творческую лабораторию.

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!