Каждый из нас любит по вечерам наслаждаться приятной музыкой, смотреть фильмы, читать новые книги или посещать музеи и выставки. Вчера мы подробнее рассказали про возможность посещать музеи и выставки не выходя из дома! (нажми сюда, чтобы ознакомиться с новой статьей) Сегодня преподаватель по обществознанию онлайн - школы подготовки к ЕГЭ EXAMhack Александра Речкина поделится конспектом темы "Духовная сфера общества". Открывай свой черновик и приступай к изучению материала :)
В процессе духовной жизни человек реализует потребности в познании, любви, творчестве, красоте. Познавая окружающий мир и самого себя, человек развивается, совершенствуется. Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и о себе самом.
Культура (в широком смысле) – всё, что создано и создаётся человечеством в процессе преобразования природы (достижения человечества в целом).
Основные функции культуры:
Духовные ценности – это произведения искусства, литературы, научной деятельности, религиозных учений.
Фундаментальные общечеловеческие ценности:
1) истина
2) красота
3) добро
4) справедливость
5) свобода
Каналы распространения духовных ценностей:
1) музеи
2) театры
3) библиотеки, архивы
4) школы
5) СМИ
6) Интернет и т.д.
Отличие духовного потребления от материального
1) Материальная вещь после потребления, как правило, прекращает свое существование, а духовные ценности могут использоваться многократно (книги, фильмы).
2) Чем более продолжительное время используются духовные ценности (старинные картины, рукописи и т.д.), тем они значимее.
3) Духовные ценности обогащают и развивают внутренний мир человека, расширяют его знание о действительности, формируют вкусы, духовные потребности и идеалы).
Факторы, влияющие на духовное потребление:
- уровень духовного развития общества в целом и каждого отдельного человека;
- материальные возможности, необходимые для удовлетворения духовных потребностей;
- духовные потребности личности (в познании, в красоте и т.д.).
- уровень образования и особенности воспитания;
- СМИ;
- мода и т.д.
ТО, ЧТО ТЫ ТОЧНО ВСТРЕТИШЬ НА ЕГЭ!
Внимательно изучи формы культуры, ведь составители ЕГЭ по обществознанию уделяют особое внимание и дополняют этими заданиями твой КИМ!
Формы (типы) культуры:
Народная – тип культуры, создаваемый коллективно и отражающий национальных характер
- создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки (нет автора);
- часто передаётся устно
- отражает менталитет народа, обычаи, традиции, мировосприятие, ценности, наиболее важные события истории;
- отличается особенностями жанра: мифы, сказки, легенды
- широкая аудитория;
- создаётся коллективной творческой деятельностью народа
- некоммерческий характер
Примеры: предания, сказания, поговорки, сказки, мифы, эпосы, народные песни и танцы, ритуалы.
Элитарная – тип культуры, создаваемый профессиональными творцами и рассчитанный на узкий круг ценителей
- создается профессионалами
- для узкого круга потребителей
- включает в себя изящное искусство (серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу и кино)
- элитарная культура трудна для понимания и требует специальной подготовки и знаний: «искусство для искусства»
Например, классическая опера пишется профессиональными людьми для людей с высоким уровнем образования и театральной культуры. Для понимания такого искусства необходимы специальные знания
Мы знаем множество примеров, когда художники и писатели умирали в нищете, а спустя столетия их произведения становятся достоянием мировой культуры
Примеры: классическая музыка; «высокая» поэзия; классический театр и опера; живопись Пикассо; фильмы Феллини, Тарковского; книги Кафки, живопись Малевича; музыка Бетховена, Баха.
Массовая – тип культуры, создаваемый с целью извлечения прибыли и рассчитанный на широкий круг потребителей
- главная цель массовой культуры – получение коммерческой выгоды (коммерческий характер)
- носит развлекательный характер
- не выражает изысканных вкусов
- доступна самым широким слоям населения (независимо от возраста и уровня образования);
- лёгкая для восприятия
Можно показывать этот сериал как в сельском клубе села Ромашково, так и по федеральным каналам или транслировать в интернет
- обладает низкой художественной ценностью, но способна удовлетворить сиюминутные запросы людей, быстро реагировать и отражать новые события в обществе.
- произведения массовой культуры транслируются СМИ (телевидением, радио, интернетом)
Сюжеты и юмор обычно примитивны, доступные к пониманию абсолютным большинством
Примеры: н-р: поп-, рок-музыка, телесериалы, телевизионные ток-шоу, блокбастеры с участием кинозвёзд и фантастическими спецэффектами, книжные детективы и любовные романы, цирк, мюзиклы.
Именно к этому типу культуры относят песни популярных в настоящее время артистов. Новые треки Дани Милохина, Егора Крида мы как раз отнесем в эту колонку :)
Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное:
– утверждает простые и понятные представления о мире людей
Например, сериалы могут показывать проблемы других людей, которые часто схожи с проблемами зрителя и показывают ему модели поведения для их разрешения
– отличается демократичностью
Говорит на языке разных социальных групп, понимается абсолютным большинством
– отвечает запросам, потребностям многих людей
После тяжелого рабочего дня рядовому учителю, водителю или любому другому человеку не до высоких материй, а хочется просто отвлечься от рутины и посмотреть Глухаря по НТВ
Примеры, иллюстрирующие взаимодействие элитарной и массовой, массовой и народной культур:
1) Песни The Beatles возникли как элемент массовой культуры, а сегодня их можно отнести к культуре элитарной.
2) В мюзиклах используются элементы балета и оперы.
3) Исполнение народных песен в эстрадном концерте (выступление ансамбля Надежды Бабкиной)
Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Негативное:
– снижает общую планку духовной культуры общества
Министерство культуры вместо того, чтобы продвигать выставки авангардного искусства финансирует примитивные фильмы по типу Последний богатырь, играя на одних и тех же сюжетах, не стимулируя развитие духовной культуры
– ведёт к стандартизации и унификации не только образа жизни
Массовая культура навязывает паттерны поведения, некие модели.
– формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности
Например, фильмы представляют нам образ успешного человека – дорогие часы, костюм, мерседес. Нам кажется, что именно к этому нужно стремиться
Продолжай готовиться к ЕГЭ по обществознанию по нашим интересным и полезным конспектам! Просто нажми сюда и закрепляй свой результат перед экзаменом :)
Теперь ты точно знаешь, к какой форме культуры относятся песни Макса Коржа и Егора Крида :)
P. S. = к массовой!