Доброго времени суток, уважаемые читатели!
Наверное любой автовладелец когда-нибудь в своей жизни сталкивался с той ситуацией, с которой недавно столкнулся я. Уехав на автомобиле подальше от города, как водится в такое место где поблизости нет нормального магазина, выполнив намеченные планы, Вы подходите к своей машине. Нажимаете на брелок, чтобы снять с охраны сигнализацию и... Тишина... А вдоль дороги мёртвые с косами стоят... (шутка!). Однако, сигнализация не снимается - села батарейка в брелоке. Но у Вас, конечно же, в салоне есть запасная (а может и нет). Или запасная батарейка есть, только она старая и тоже уже не работает, ибо лежит давно... Что делать в таком случае?
Есть выход из данной ситуации. Можно открыть дверь ключом и залезть в истошно орущую машину, вставить ключ в замок зажигания и повернуть его в положение II (это у кого как подписано). Вообщем, чтобы появилось напряжение в прикуривателе. Сейчас наверное у всех автомобилистов есть зарядки для телефонов и прочих устройств (преобразователь 12В на 5В). Также в современных машинах есть уже штатные USB-порты на 5В.
Брелоки, как правило, работают от одной батарейки на 1,5В, или на 3В. Если попытаться подключить напрямую к имеющимся в распоряжении 5В, то брелок может выйти из строя. Поэтому можно заранее (буквально на коленке и в кротчайшие сроки) собрать простейшее устройство, которое включается в USB-порт и выдаёт на выходе требуемое напряжение для последующего подключения и питания брелока сигнализации.
Конструкция устройства.
Устройство максимально простое и компактное, всё что вам понадобится на фото:
На фотографии старый нерабочий USB-шнур, биполярный SMD-транзистор в корпусе SOT-23, выпаянный из какой-то ненужной платы (корпус транзистора может быть и другой, как и тип, я хотел вписаться в маленький габарит); также три SMD-резистора (470 Ом, 150 Ом, 100 Ом). В принципе и всё. Резисторы могут быть как представленные, или другие - всё зависит от вашей фантазии. В этой схеме нет особых требований к элементам по рассеиваемой мощности. Единственное что, это транзистор. Рабочий ток его коллектора должен быть не менее 100мА (0,1А), так как при замере тока (именно на моём брелоке) не получалось более 55мА. Замерял при включении вибромотора и при подаче сигнала на разблокировку машины - показания одинаковые, по 55мА.
Далее расковыриваем USB-разъём:
Выбранные ранее детальки припаиваем друг к другу по схеме:
Схема представляет собой простейший эмиттерный повторитель, то есть напряжениие на эмиттере транзистора повторяет напряжение на базе. Так как нам нужно из 5В сделать 1,5В, то на базе необходимо создать это напряжение. Резисторы R1 и R2 образуют делитель напряжения и в общей точке этих резисторов должно получиться нужное нам напряжение. Но не стоит забывать про падение напряжения на переходе эмиттер-база, которое у кремниевых биполярных транзисторов может составлять от 0,6В до 1,2В. В моём случае падение около 1В. Поэтому на базу подать надо не 1,5В, а несколько больше. По моим расчётам получились номиналы 470 Ом и 250 Ом. 250 Ом одним резистором нет, взял 150 Ом и 100 Ом.
На рис. 6 детальки уже припаяны. Всё получилось компактно и с минимальным количеством проводов.
На фотографиях плохо видно как всё припаяно, но это не суть. У каждого своё видение и свои способы решения задачи. У меня резистор 470 Ом припаян одной стороной прямо к плюсовому контакту, а наверху этого резистора лежит транзистор и он припаян коллектором к тому же плюсу.
После того, как схема собрана её можно уже проверить. И на этом всё. Но мне хотелось сделать какой-нибудь разъём для быстрого подключения брелока к изготовленному преобразователю.
Брелок.
Я взял брелок, проделал в нём 2 отверстия и вклеил в них алюминиевые люверсы:
Затем припаял к ним провода, подписал на корпусе где плюс, а где минус. Потом припаял обратные концы проводов к плате (в те места, куда припаяны контакты для батарейки).
И финальный штрих: заклеил изолентой выводы питания чтобы в кармане не коротило.
Получилась очень неплохая вещица, для которой в любом автомобиле найдётся место.
Спасибо за внимание!