Найти тему

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ. Диагностика, обнуление, восхождение

- Меня перестала устраивать моя жизнь, работа, самочувствие, отношения. Почему удача отвернулась от меня? Почему мир перестал быть счастливым и справедливым?

- Вы самозабвенно играли в игру, называемую работой, общественными и личными отношениями и вдруг однажды обнаружили, что игра идет совсем не по вашим правилам. Вас обманывают, вами манипулируют, вас не ценят и используют как вещь в своих целях. Все, о чем вы мечтали, на что надеялись, к чему готовились, уплывает из ваших рук. И чем дольше такая ситуация продолжается, тем сильнее раздражение, злость, неприятие, желание всё бросить, апатия.

- Что со мной происходит? Почему всё идет не так?

То, что с вами происходит, называется эмоциональным выгоранием.

Эмоциональное выгорание человека – это бич современного общества. Был хороший работник, не человек, а автомат, безукоризненно выполнявший свои функциональные обязанности, и вдруг что-то произошло. Сломался, вышел из строя, нарушил работу системы, по его вине произошел сбой, остановка, авария. Потом в новостях говорят, что вмешался человеческий фактор.

Чувствуете, насколько эти слова касаются лишь части человеческой жизни, - той, что проходит в системе социального строя. Но нельзя сказать, что эмоциональное выгорание касается только социальной сферы приложения человеческих навыков и умений, нет, оно опустошительным ураганом проносится по всей жизни человека, затрагивает его семейные, личные, общественные отношения, сказывается на способности ясно и адекватно мыслить, замедляет реакцию, ухудшает здоровье.

Эмоциональное выгорание – это болезнь, она имеет название и диагностируется как синдром эмоционального выгорания (СЭВ) не только на психическом уровне, но и на эмоциональном и физическом.

Какова причина выгорания? Таковых причин несколько: это и хроническое несоответствие ожиданиям человека от происходящего, и преобладание предъявляемых требований над ресурсами человека, и отсутствие или неудовлетворительное качество коммуникации с коллегами или близкими, и отсутствие полноценного результата деятельности, вызванное неумением ставить стратегические и тактические задачи, брать на себя ответственность, отвечать за результат, неумелым распределением ресурсов.

ВАЖНО знать, что несвоевременное распознавание синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) может привести к невосполнимым потерям в карьере, личной жизни и здоровье.

ВАЖНО вовремя диагностировать СЭВ и, не мешкая ни секунды, предпринять все усилия для изменения ситуации.

На этом этапе необходимо понять, что в лечении этого недуга нет быстрой «чудесной» таблетки или «магического ритуала». Надо приготовиться к кропотливой и регулярной работе над собой и своими ошибками, постараться исправить то, что уже нарушено и, используя современные приемы коучинга, психологии, социологии и педагогики, выработать новый подход к планированию дел, выстраиванию взаимоотношений, повышению квалификации, отработке новых навыков, то есть рассматривать сложившуюся ситуацию как назревшую потребность в смене старого мировоззрения.

СЭВ поддается лечению, хотя и не столь быстрому, как хотелось бы, но настойчивый профессиональный подход позволяет добиться положительных результатов.

Психологи выделяют три основных шага в лечении СЭВ:

- диагностика

- обнуление

- восхождение

К сожалению психологам чаще приходится работать с клиентами на этапе глубокого СЭВ, при котором эмоциональный тон человека настолько низок, что он перестает верить в успех оказываемой психологической помощи и легко становится кандидатом на прием к психотерапевту или даже психиатру, полагая, что только медикаментозная терапия способна оказать ему действенную помощь.

Каждый человек в той или иной мере сталкивается на определенных этапах своей жизни с СЭВ. Если вы считаете, что описанные ниже ситуации, все или даже одна из них, непосредственно вас касаются, то это укажет на первые признаки надвигающегося СЭВ.

ДИАГНОСТИКА

Вас не устраивает реальность, окружение, вам не нравится место работы, дорога от работы до дома, не нравятся попутчики, коллеги, конфликт на работе, в семье.

Вы боитесь не справиться с увеличившимся валом заданий, требований, проверок. Вы лишний раз боитесь проявить инициативу, рискнуть, настоять на своем.

Вам начинает казаться, что ваша квалификация недостаточно высока и не соответствует предъявляемым требованиям. У вас нет времени и мотивации на повышение квалификации. Вы всё чаще остаетесь работать во внеурочное время, чтобы успеть решить все задачи.

Вы не видите своих перспектив на этой работе. Лучшие места отдают другим. Вы зарабатываете меньше, чем вы расчитывали. Вас на этой работе удерживает только страх перемен и потери стабильности. Вы не верите в свои силы, вы убеждены, что ситуация складывается не в вашу пользу.

Вы не встречаете к себе должного уважения, полагая, что это вызвано вашей низкой квалификацией. Ваша самооценка низка.

Вы не видите особого смысла в результатах вашей деятельности, считаете, что от вашей работы не зависит ни благополучие, ни будущее компании. Всё, ради чего вы работаете, - только зарплата, потерять которую вы боитесь.

ОБНУЛЕНИЕ

Если диагностика подтверждает наличие признаков СЭВ, почему бы не последовать рекомендациям психологов «обнулиться».

Обнуление в данном случае означает остановку, разрыв, прекращение ситуации. Вы это делаете как внутри, так и снаружи. Если этого не сделать, ситуация по спирали будет закручиваться в инфернальный нуль, ничто, грозящий взрывом, хаосом, тотальным разрушением реальности. На деле это может выглядеть как психический надлом, сваливание в тяжелый психический и физический недуг. Нервная система не выдерживает хронической стрессовой нагрузки и дает сбой.

Чтобы этого не допустить, человек должен заявить в первую очередь себе: ВСЁ, ХВАТИТ! Надоело, задолбало, задрало, затрахало, зае…ло, достало! Подойдет любое действенное слово, идиоматическое выражение, которое есть в вашем арсенале и которым вы наверняка уже пользовались в критической ситуации.

Это слово – вербальный сигнал нашей нервной системе остановить, прекратить, разорвать привычную (в данном случае разрушительную для организма) реакцию на сложившуюся ситуацию. Происходит обнуление реакций. Совсем небольшой промежуток времени, в течение которого перед человеком встает выбор двигаться дальше проторенным путем, который на самом деле есть путь в никуда, либо начать неуклонное, последовательное, решительное восхождение, требующее полной отдачи, временных и нервных затрат. Но оно этого стоит.

Активное действие, полное погружение в решение задачи, четкое планирование, нацеленность на позитивные изменения, гарантированное получение положительного результата – это и есть лучшее средство лечения недуга – СЭВ.

ВОСХОЖДЕНИЕ

Если выбор сделан в пользу восхождения, то что для этого необходимо сделать?

Во-первых, понять, что поговорка «у бога нет рук, кроме твоих», как нельзя более подходит для данной задачи. Человек должен взять решение задачи в свои руки. Как только вы посчитаете, что есть кто-то другой, кто поможет решить за вас вашу задачу, обязан вам помочь по вашей ли просьбе или по доброте душевной, вы упускаете ситуацию из рук, вы перестаете быть эффективным, ваши реакции запоздалые и не могут изменить случившееся.

Восхождение следует строго логике нейрологического развития в соответствии с пирамидой нейрологических уровней Пирамиды Дилтса. Восхождение идет снизу вверх; с прохождением каждого уровня идет максимальное раскрытие нейрологического уровня, включающего в работу сознания всё большее количество нейронов. На вершине пирамиды ваша нервная система работает со 100% отдачей, вы максимально вовлечены в процесс решения задачи с максимальной эффективностью.

-2

Итак, вы решили взять всё в свои руки.

1) Измените реальность

(Первый нейрологический уровень)

Как это сделать? Есть три превосходных рекомендации: перестановка, разрядка, перезагрузка.

Сделать перестановку в офисе, на рабочем столе, дома, избавиться от ненужного хлама, старья, одежды, купить себе обновку, или то, о чем вы давно мечтаете.

Сходить в баню, съездить на природу, на шашлыки, выбраться к старым друзьям, сделать чистку организма, клизму, поголодать два-три дня, отказаться от чего-то, что вы считаете вредной привычкой, напротив побаловать себя чем-то, купить торт, шампанского, сходить в музей, на концерт, в театр.

Стать волонтером, помочь приюту, поучаствовать в акции «посади лес», «убираем мусор», «восстанавливаем облик старого дома», таких волонтерских акций много.

Сменить привычный маршрут на работу, начать регулярно заниматься спортом, утренней зарядкой, пойти в фитнес клуб, в бассейн, поменять рабочий гардероб, стать активным пользователем соцсетей/удалить себя из сетей, исключить токсичное общение/людей/ситуации/просмотр токсичных фильмов/прослушивание токсичной музыки/чтение токсичных текстов. Полное погружение себя в ситуации/атмосферу, способствующих повышению эмоционального тона.

2) Смените парадигму действия с «НЕ МОГУ» на «МОГУ»

(Второй нейрологический уровень)

Изменение в сознании подхода к проблеме: нет проблем, есть задачи. Отработка до автоматизма навыка перевода любой проблемы в задачу, построения стратегической задачи и разделение её на сегменты тактических задач. Стратегическая задача есть направление усилий. Она не является целью. Слово "цель" заменяется на задачу с последующей концентрацией на процессе решения. Процесс решения задачи делается более важным и приносящим удовлетворение, чем достижение цели.

Особенности правильно поставленной тактической задачи: она решаема, придает бодрости и оптимизма, у человека достаточно ресурса для её решения, процесс решения задачи доставляет удовлетворение.

Как только текущая тактическая задача решена, вырисовывается объем следующей тактической задачи с сохранением тех же условий и особенностей. При решении последней в списке тактической задачи, стратегическая задача оказывается решенной.

3) Смените подход к решению задачи с «НЕ УМЕЮ» на «УМЕЮ» / «НЕ ЗНАЮ, КАК» на «ЗНАЮ, КАК»

(Третий нейрологический уровень)

Первое, что должен сделать каждый человек, - это произвести полную и тщательную инвентаризацию своих навыков, умений и способностей, считая их своим потенциалом. Разместить их по шкале приоритетов от самых востребованных, до находящихся в пассивном владении. В случае недостаточности навыков и умений, немедленно заняться обучением или переобучением, для обретения должного навыка или умения. Если систему человеческих навыков и умений считать некой системой знаний, то в данном случае речь идет об апгрейдинге системы: перезагрузке старого и обретении нового потенциала. Результатом усилий должно стать состояние, когда человек может сам себе сказать, что «я могу это сделать и знаю как это сделать наилучшим образом».

4) Введите категорию НАДО

(Четвертый нейрологический уровень)

СЭВ связан с работой ума, вернее проекцией его требований к ситуации, ожиданий к тому, как эта ситуация будет разворачиваться в соответствии ожиданиям. На этом уровне человек сталкивается с достаточно глубокими психологическими установками, определяющими его переживания стабильности и уверенности в будущем.

Психологи уверяют, что причиной эмоционального выгорания чаще всего становится неверно выстроенная логика ума. Любое действие, ситуацию или событие, проекция которого находится в будущем, ум интерпретирует в рамках сложившегося подхода: вначале он выдвигает требование к ситуации, потом он ожидает, что ситуация будет разворачиваться так, как он замыслил, и испытывает удовлетворение, когда ситуация соответствует замыслу. Так на свет появился термин ТОС или Требование – Ожидание – Соответствие.

5) Поменяйте позицию «НЕ ПРИНИМАЮ» на «ПРИНИМАЮ»

(Пятый нейрологический уровень)

Это уровень ценности на пирамиде нейрологических уровней Дилтса. На этом уровне ситуация кардинально может поменяться только тогда, когда человек скажет себе со всей ответственностью: «Я принимаю эту ситуацию и беру ответственность за всё, что делаю и за все последствия своих действий». На этом уровне формируется «ВИРТУАЛЬНОЕ Я». Человек смотрит на себя как бы со стороны. Он формирует тройственный образ, хозяина, мастера и создателя своем лице, обкатывает его, проводит испытания. Вертит и так и сяк, рассматривает его под всеми углами, пока этот образ его полностью не удовлетворит. Это переход от позиции неприятия – напряжения, к приятию – расслаблению. Это состояние нуль –перехода. Переход количества в качество. В этом состоянии человек уподобляется тигру перед прыжком через пропасть. Он собран, готов, в отличной физической и эмоциональной форме. Прежнее Я ушло, на его смену приходит новое виртуальное я, готовое к новым свершениям, к решению новой задачи. Человек полностью принимает ситуацию, осознавая, что он её причина, он берет на себя всю полноту ответственности за происходящее и последствия и готов к любым переменам.

6) Поставьте себе СВЕРХЗАДАЧУ – самоидентификация.

(Шестой нейрологический уровень)

Станиславский своих актеров учил постановке сверхзадачи, заключающейся в поиске идеального образа и его полноценном изображении через вживление в этот образ, в буквальном смысле через натягивание личины этого образа на себя. При выполнении этой сверхзадачи человек настолько вживлялся в образ, что требовалось какое-то время, чтобы с ним в последующем дистанцироваться.

В данном случае сверхзадачей является воссоздание в себе реального образа в полном соответствии с виртуальным образом. Человек начинает жить, двигаться, общаться, выполнять задачи так, как будто он действительно знает что делать, как делать и к какому результату он продвигается. Он создает ситуацию, мастерски её проигрывает и не менее мастерски проживает, наслаждаясь каждым её мгновением.

С прохождением нейрологических уровней с первого по пятый, человек спонтанно создает полноценный виртуальный образ себя в виде полновластного хозяина, мастера и творца ситуации. Под словом ситуация я имею в виду всю реальность, разворачивающуюся на внутреннем и внешнем проекционном экране человека. Все внутренние и внешние игры человека, которые его непосредственно касаются.

А теперь впустите в себя это утверждение: «когда сверхзадача поставлена и достигнута, тогда уже нет места сомнению в своих способностях менять, исправлять и улучшать реальность, поскольку единственным творцом, кто всю эту реальность сотворил, истинным мастером, способным качественно и корректно её исправить и, соответственно, полновластным хозяином (кто, как не творец и мастер имеют на это право) этой реальности, являетесь ВЫ.

7) Ищите смысл. Зачем вам необходимо пройти через опыт СЭВ? Какой опыт вы выносите из создавшейся ситуации? Чему она вас учит? Что она вам дает? С чем вы из неё выходите? Ради чего или кого вы готовы меняться, чтобы не повторить сделанных ошибок?

(Седьмой нейрологический уровень)

Когда мы ищем смысл происходящего с нами, мы выходим из круга действия ума, исключаем из своей жизни излишнее эмоционирование и всецело погружаемся в сияние чистого разума, главными критериями подхода которого является изучение, анализ и вывод из сложившейся ситуации.

Если в результате анализа мы придем к выводу, что основной причиной СЭВ является разочарование в правилах игры, что ничего другого нам не остается, как следовать совету мудрецов: заканчивайте играть в чужие игры, с вами всегда играют краплеными картами. Пишите свои сценарии жизни и играйте их так, как бы сыграли лучшие актеры мира, - самозабвенно, с полной отдачей. Берите на себя всю полноту ответственности и действуйте так, как будто вы и есть творец своей жизни и кому как не вам её мастерски исправлять, менять и улучшать. Действуйте так всегда и везде. Никогда не идите на поводу чужих мнений и установок. Это ваша жизнь и вам она принадлежит по праву рождения. В этом есть истинная свобода, истинное счастье и предначертание человека.