В послевоенные годы женщина снова становится женщиной, эталоном безупречности и ухоженности, символом благосостояния супругов.
Открывшиеся салоны и парикмахерские едва справлялись с наплывом посетительниц. Выйти из дома без макияжа было немыслимо. С самого раннего утра идеальная жена стояла у плиты при полном параде: с укладкой и накрашенная, словно приготовившись к фотосессии.
Именно оттуда растут корни у всяческих советов из глянцевых журналов: "Пока твой МЧ нежится в постели, быстренько беги в ванную и наведи нужную красоту. Иначе он поймёт, что вчера ты, оказывается, была накрашена!" 😫
О ужас!
Послевоенное десятилетие заслуженно получило название The Golden Fifties.
Иконы стиля задавали тон – Лиз Тэйлор, Софи Лорен, Мерилин Монро, Одри Хепберн, Грейс Келли, Джина Лоллобриджида. Что за имена!
Силуэты с расширенной линии плеч покидают гардеробы с космической скоростью. Женщина больше не солдат.
Актуальным становятся силуэты в духе песочных часов. Требования к фигуре поэтому были вполне обоснованными: осиная талия, покатые плечи, округлые линии бёдер и пышный бюст.
Женщины моделировали своё тело как могли, чтобы соответствовать стандартам: кто-то вспомнил про корсет, кто-то добавлял вату в бюстгальтер, кто-то изготавливал многослойные подъюбники.
Объемные юбки, колыхались подобно цветам. Для пошива модного платья могло требоваться до 40 метров ткани! А вес отдельных нарядов мог достигать 30 кг.
С лёгкой руки Кристиана Диора, предвосхитившего настроения женщин, модное направление получило название New Look. Его коллекция стала бальзамом для тысяч женских сердец, которые так соскучились по чувственности и нежности.
Юбка-карандаш впервые появляется в коллекции кутюрье в 1954 году. Но всё же в силуэтах преобладали мотивы распускающихся цветов: тюльпана, лилии, любимого Диором ландыша.
Женщина снова становится женой и матерью. Она перестает на время соперничать с мужчиной.
Этот стиль был действительно образцом благосостояния семьи, потому что достойную ткань в послевоенные годы приобрести было ой как не просто. Он стал гимном элегантности и женственности. Обязательными к ношению были аксессуары: перчатки, шляпки, сумочки, яркие украшения.
Нью лук проник и в СССР, правда, позднее. Впервые советское правительство позволило провести в стране показ мод. Ведущие модели Диора произвели фурор в Москве.
Конечно, в интернете любят шокировать читателей контрастом с этих фотографий 1959 года, когда модели Диор прогуливались по столице СССР в подиумных, на минуточку, нарядах! Изумление, недоумение, непонимание - вот что можно было увидеть на лицах простых советских людей, попавших в случайный кадр.
Вот перед вами фото с подиума Диор 2021 года. Часто такое видите на улицах? Разве не возникло бы желание обернуться вслед?
Да любой подиумный наряд, даже в наше время гардеробного многообразия, всё равно вызвал бы шок и любопытство. Так что, считаю, не так всё однозначно на картинке...
С середины 1940-х гг. в СССР постепенно налаживается мирная жизнь. На уровне правительства принято решение реанимировать моделирование модной одежды. Так появился Московский дом моделей на Кузнецком мосту.
Наконец швейные фабрики обязали организовать производство по лекалам самых успешных модельных образцов. Но предприятия сопротивлялись: им было выгодно штамповать устаревшие модели по старым лекалам. Централизованная система экономики предполагала непосредственное участие государства в регулировании модных тенденций. Любая дешевая и относительно практичная одежда раскупалась мгновенно.
Дом моделей работал себе в убыток, производя одежду небольшими партиями.
В это же время посещение парикмахерских стало необходимостью для городских модниц.
На отечественном модном Олимпе блистали Любовь Орлова, Клара Лучко, Людмила Гурченко.
Что пришло на смену удивительно женственному стилю 1950-х? Об этом поговорим в следующей статье. До встречи)))
Начало здесь:
Красота сквозь века: каноны женской привлекательности в средневековье
Красота сквозь века: как на неё повлияла эпоха барокко и наличие у женщин бровей
Красота сквозь века: 1910-е, гигантские шляпы и снятие корсетов
Красота сквозь века: 1920-е, революция в силуэтах и прозодежда в СССР
Красота сквозь века: 1930-е, холодный шик Голливуда и генетическая память о нехватке одежды в СССР
Красота сквозь века: 1940-е, рождение стиля милитари и неожиданные шляпки в обиходе
Статьи написана археологом, научным сотрудником Натальей Антоновой (кроме лирического отступления курсивом)