Найти тему
International Studies

«Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать». Современная внешняя политика США в контексте геополитических разногласий с КНР

Оглавление

В настоящее время отношения между Китаем и Соединенными Штатами Америки находятся в глубоком кризисе. На первый взгляд это может показаться достаточно странным, особенно с учетом тесных экономических связей Пекина и Вашингтона. Так, согласно данным Министерства Торговли США, опубликованным в марте 2021 года, Китай сохраняет лидирующие позиции в американском импорте (435.4 млрд долларов США в 2020 году). В свою очередь, экспорт США в Поднебесную также находится на весьма высоком уровне (3 место: 124.6 млрд долларов США в 2020 году при росте в 17.1% на фоне пандемии Covid-19). Китай также является одним из самых крупных держателей государственного долга США (второе место после Японии на 2020 год), тем самым внося весомый вклад в поддержание стабильности экономики Штатов. Несмотря на разгоревшуюся при активном участии администрации Дональда Трампа торговую войну, стороны начали приходить к относительному компромиссу. Так, в феврале 2020 года Вашингтон и Пекин заключили Соглашение об экономических и торговых взаимоотношениях, регулировавшее вопросы интеллектуальной собственности, доступа американских товаров на китайский рынок, а также предусматривающее обязательство Китая о закупке американских товаров на 200 млрд долларов США. Хотя этот договор позиционировался обеими сторонами, как стартовый компромисс для дальнейших переговоров, он, тем не менее, позволил создать фундамент для возможных процессов дальнейшего урегулирования спорных вопросов политико-экономических взаимоотношений США и КНР. Однако новая администрация Белого дома, возглавляемая Джо Байденом, предпочла продолжить курс на соперничество.

Хорошая мина при агрессивной игре: первые политические шаги администрации Байдена в отношении КНР.

Первые политические шаги и заявления администрации Демократической партии США в отношении Китая на данный момент не внушают оптимизма. Так, в своем выступлении в Государственном Департаменте США от 4 февраля 2021 года, Джо Байден охарактеризовал Китай как самого серьезного конкурента Соединенных Штатов. Через уста президента на Поднебесную посыпались общие обвинения в злоупотреблении правами человека (в особенности американских рабочих), краже интеллектуальной собственности, а также поползновениях на пересмотр сложившегося глобального миропорядка. Вместе с тем Байден заявил о готовности США к совместной работе с Пекином, когда этого потребуют интересы Америки. Более четко возможные сферы сотрудничества были обозначены во Временном Стратегическом руководстве по национальной безопасности, принятом в марте этого года. В качестве таковых администрация Джо Байдена ставит вопросы изменения климата, общемирового здравоохранения, контроля стратегических вооружений и нераспространения ядерного оружия.

Однако в настоящее время этот здоровый прагматизм является по большей части красиво звучащей декларацией. То, что интересы Вашингтона пока весьма далеки от действительного поиска точек соприкосновения с Китаем, наглядно продемонстрировал первый зарубежный государственный визит новых американских властей. Так, в период 15 по 18 марта 2021 г., государственный секретарь США Энтони Блинкен и министр обороны США Ллойд Остин посетили Японию, Южную Корею и Индию. Власти этих стран неоднократно выражали свои опасения относительно геополитических поползновений КНР на расширение своего влияния, при том, что они состоят с Поднебесной в долгосрочных территориальных спорах (Япония и Индия). Официальные заявления политиков не отличались особой теплотой. Так, в совместном пресс-релизе, представленном по итогам заседания Консультативного комитета по Безопасности Японии и США, стороны подтвердили свою приверженность договоренностям об американо-японском союзе. Токио совместно с Вашингтоном осудили «незаконные притязания и действия Китая в акватории Южно-Китайского моря», а также выразили уже традиционно серьёзную озабоченность относительно соблюдения прав человека в Гонконге и Синьцзянь-Уйгурском автономном округе. Не менее громкие заявления звучали на встрече в Сеуле. Так, министры иностранных дел США и Республики Корея договорились о начале двустороннего политического диалога, а также сообщили о заключении новой версии "Соглашения о специальных мерах",регламентирующего вопросы пребывания американских войск на Южно-Корейской территории. Это соглашение официально было подписано 9 апреля этого года и предусматривало выделение суммы в 1,05 млрд долларов США на содержание 28-тысячного американского контингента. Таким образом, Вашингтон сохраняет свое стратегическое военное присутствие непосредственно рядом с китайской территорией. Еще одним сигналом того, что политические шаги США будут нацелены на ведение антикитайских интеграционных процессов, стало заседание т.н. Четырёхстороннего диалога по безопасности (англ.QUAD), предварявшее ранее упомянутый визит. Несмотря на отсутствие антикитайских заявлений в ходе данной встречи, стратегический потенциал стран-участниц, именуемых в китайских СМИ как «Тихоокеанское НАТО», по-прежнему составляет объективную угрозу китайским интересам.

Представители китайской и американской делегаций на переговорах в Анкоридже 19 марта 2021 года. Слева направо: глава канцелярии Комиссии ЦК КПК КНР по иностранным делам Ян Цзечи, министр иностранных дел КНР Ван И, государственный секретарь США Энтони Блинкен, советник по национальной безопасности президента США Джейк Салливан.
Представители китайской и американской делегаций на переговорах в Анкоридже 19 марта 2021 года. Слева направо: глава канцелярии Комиссии ЦК КПК КНР по иностранным делам Ян Цзечи, министр иностранных дел КНР Ван И, государственный секретарь США Энтони Блинкен, советник по национальной безопасности президента США Джейк Салливан.

Несмотря на открытость американского демарша, у сторон оставалось достаточно пространства для маневра. Официальные лица как Пекина, так и Вашингтона связывали некоторые надежды с переговорами на высшем уровне, которые проходили с 18 по 20 марта в Анкоридже, штат Аляска. Однако вместо конструктивного диалога дипломаты обеих стран выступили с ожесточенной публичной критикой геополитических стремлений друг друга. Как госсекретарь США Энтони Блинкен, так и глава канцелярии Комиссии ЦК Коммунистической партии Китая по иностранным делам Ян Цзечи обвинили своих визави в грубейших нарушениях дипломатического протокола. Не менее показательным стало введение Белым Домом санкций против 24 китайских чиновников за день до переговоров, на что в тот же день последовал осуждающий ответ со стороны МИД КНР. В заявлениях по итогам переговоров стороны делали акцент на открытость к позициям друг друга и готовность к совместной работе в дальнейшем, однако в них открыто просматривалось традиционное сглаживание острых углов. Спустя 3 дня, 23 марта, США совместно со странами Европейского союза, Великобританией и Канадой ввели дополнительные санкции против двух китайских чиновников по обвинениям в «серьезных нарушениях прав человека». Власти Поднебесной не стали медлить с симметричным ответом, который был охарактеризовангоссекретарем Блинкеном, как «безосновательный.» Еще одним вызывающим шагом стала отправка Белым домом 14 апреля 2021 года неофициальной делегации высокого уровня на Тайвань. Формально визит был приурочен к 42-й годовщине подписания Закона об отношениях с Тайванем, принятом в 1979 году при участии Байдена. Согласно заявлениям телевизионного канала CNN, миссия делегации несет в себе важный сигнал о приверженности США поддержки Тайваня и его демократии. Несмотря на отсутствие формальных дипломатических отношений между Вашингтоном и Тайбеем, демонстративность визита призвана подчеркнуть все большее несогласие США с утверждением на острове влияния КНР. В свою очередь такая позиция резко идет вразрез с принципом единого Китая, провозглашенном в Пекине, соблюдать который призвал китайский МИД. Не менее показательным выглядел ответ китайского правительства, отправившего 25 китайских военных самолетов для пролета над территорией Тайваня. Практически одновременно с этими провокационными событиями 15 числа в Шанхае принимали бывшего госсекретаря Джона Керри, прилетевшего в Китай с визитом в рамках подготовки к международному саммиту по климату, инициированному администрацией Байдена и намеченному на 22-23 апреля 2021 года. В отличие от переговоров в Анкоридже, стороны смогли прийти к соглашению, по итогам которого было подписано заявление, опубликованное 18 апреля 2021 года. США и Китай официально подтвердили готовность к совместной работе по воплощению в жизнь Парижских соглашений о климате и взяли на себя обязательства разработать и представить стратегии перехода к неуглеродной энергетике на конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата, которая состоится в Глазго (Великобритания) в ноябре этого года. Несмотря на то, что достигнутое соглашение в вопросах климата никоим образом не решает уже сложившихся противоречий, оно является ярким свидетельством того, что даже на фоне участившихся провокаций Вашингтон и Пекин сохраняют каналы и возможности для конструктивного диалога. Однако к настоящему моменту потенциал конфликта между США и Китаем далек от исчерпания.

От экономики к геополитике: истоки современного состояния взаимоотношений США и КНР

Нельзя не отметить, что текущее состояние взаимоотношений США и Китая связано не столько с воззрениями пришедшей к власти команды Байдена, сколько с объективными геополитическими процессами. Начнем с того, что в настоящий момент Соединенные Штаты испытывают острый экзистенциальный кризис. Ни одна администрация со времен Рональда Рейгана так и не смогла предложить последовательную долгосрочную стратегию решения экономических и социальных проблем Штатов. К настоящему моменту государственный долг США является самым большим в мире по своему абсолютному размеру – свыше 27 трлн долларов на октябрь 2020 года. При фактическом «проживании в долг» в стране значительно обострились застарелые социальные проблемы, в основе которых лежит колоссальный разрыв американского общества по культурным и экономическим аспектам. Ситуацию также усугубляет утрата доверия со стороны населения как к основному политическому истеблишменту (что привело на президентский пост Дональда Трампа), так и ко властным и общественным институтам США в целом. На это также накладывается качественное ухудшение американских элит, которые все больше оказываются как не готовы, так и не способны предложить варианты назревшего коренного пересмотра устаревшей модели государственной и общественной организации Штатов. В подобных условиях внешняя торговля с повышенными преференциями для американских товаров и услуг становится наиболее эффективным способом поддержания сложившегося в США распределения общественных ресурсов и благ.

Основой сохраняющегося значительного влияния США в международно-экономических процессах является не только активное участие и спонсирование деятельности большинства межправительственных экономических организаций, но и следование унаследованной от Великобритании стратегии контроля ключевых точек международного морского транзита, сформулированной адмиралом Альфредом Мэхэном. В случае успеха стремлений КНР по установлению господства в Южно-Китайском море в том или ином виде Китай получает контроль над одним из ключевых участков морского пути через Суэцкий канал - самого выгодного на данный момент логистического потока для обеспечения товарооборота с Запада на Восток. Обретение Китаем своеобразного «морского ключа» в Азию резко ослабит как влияние США в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и их тесные связи с антикитайскими союзниками.

Возможная сфера мирового влияния КНР в определении Збигнева Бжезинского (Великая Шахматная доска). Особое внимание привлекает морская граница, покрывающая самые удобные судоходных перевозок как с Севера, так и с Юга.
Возможная сфера мирового влияния КНР в определении Збигнева Бжезинского (Великая Шахматная доска). Особое внимание привлекает морская граница, покрывающая самые удобные судоходных перевозок как с Севера, так и с Юга.

Не стоит сбрасывать со счетов и значительное различие идеологических основ обоих государств. Так, государственная идея Китая предполагает приоритет интересов страны над индивидуальными, происходящий из философских учений легизма и конфуцианства. Идеи равенства всех граждан Китая перед законом, высказанная легистами, и общества, построенного на беспрекословном уважении к традициям Китая, лежат в основе жизненного уклада его жителей. Руководствуясь ими, китайские политики ставят на первое место достижение интересов Китая, как гармоничной политической общности, подчиняя этому политические шаги как внешней, так и внутренней политики.

В свою очередь, государственная идея США, напротив, основана на стремлении к преобладанию, если не давлению в государственных делах интересов граждан. Весьма ярко это выражено в первых строках Декларации Независимости США: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Эта идея, родившаяся из протестантского толкования Священного Писания и получившая развитие в эпоху Просвещения (в которую и зародились США), легла в основу своеобразной догмы о «верховенстве прав американского человека». Этот концепт находит отражение в основополагающих американских законах. Так, согласно разделу 8 статьи 1 Конституции США, Конгресс США имеет право определять понятия и карать за совершение пиратства и преступлений, совершенных в открытом море, и преступлений против права наций; обладает полномочиями объявления войны, а также выдачи каперских свидетельств и разрешений на репрессалии и установлении правил захвата трофеев на суше и на воде. Трудно представить, что, руководствуясь подобным законодательно закрепленным политическим мышлением, администрация Байдена, провозгласившая защиту прав человека (в американском понимании) по всему миру, внезапно начала уважительно относиться к традициям, образу мышления и интересам Китая. Избегая соблазна переоценивать глубинные идеологические различия КНР и США, стоит отметить, что их наличие задает фон как для прошедших, так и для будущих политических шагов Вашингтона и Пекина.

Что говорят эксперты: позиция экспертных сообществ России, США и КНР:

Китайское экспертное сообщество реагирует на обострение американо-китайских отношений со значительной сдержанностью. Фактически риторика китайских СМИ продолжает нейтральную по настрою официальную дипломатическую линию правительства КНР, настаивающего на соблюдении прав и интересов Китая. Так, редакция китайской газеты Global Times полагает, что КНР обладает достаточной мощью, чтобы справиться как с текущими, так и с будущими проблемами на американо-китайском направлении. Опираясь на свое экономическое и политическое влияние, Китаю рекомендуется избегать превращения вопросов, задаваемых политической повесткой США в угрозы безопасности КНР.

Позицию отечественного экспертного сообщества можно охарактеризовать как объективно нейтральную. Во многом это объясняется смещением фокуса на обостряющиеся в последнее время противоречия России и США. Так, доктор исторических наук и директор Центра АСЕАН при МГИМО МИД России В.В.Сумский констатирует, что в настоящее время стратегические интересы США и Китая значительно различаются. Осложнения между центрами сил сохранятся в значительной степени из-за масштабных дестабилизирующих действий американской стороны. Генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов также полагает, что давление на Китай будет только усиливаться.Вместе с тем он считает, что стороны будут способны прийти к согласию в вопросах, связанных с торговлей. Однако, по словам эксперта, в настоящее время американские власти полагают, что КНР заинтересована в заключении торговых соглашений больше, чем США, что вряд ли поспособствует скорым уступкам со стороны Вашингтона.

Американское экспертное сообщество в значительной своей массе разделяет позицию администрации Белого Дома. Так, в Оценочном докладе об угрозах США за 2021 год, подготовленном американским разведывательным сообществом и опубликованном в газете New York Times 13 апреля 2021 года, Китаю уделяется значительное внимание. Первый же раздел этого документа, посвященный КНР, делает серьезный акцент на освещение антиамериканской деятельности Коммунистической партии Китая, которая обвиняется в попытках пересмотра сложившейся международной системы, оказании давления на союзников США и претензиях на роль мировой державы. Разведсообщество США также объявило Китая главной угрозой технологическому могуществу Америки, фактически подтвердив принятие курса, объявленного президентом Байденом. Вместе с тем, несмотря на объективное ухудшение отношений, некоторые американские эксперты сохраняют понимание того, что политическим кругам США стоит пересмотреть подходы по отношению к Китаю. Так, эксперт Фонда Карнеги Эшли Тэллис в своем выступлении от 24 марта 2021 года предложил сосредоточить усилия на создании структур сдерживания устремлений Китая, сместив акценты с попыток оспорить власть Коммунистической партии Китая в стране. Стоит обратить внимание, что речь идет не столько об изменении отношения к Китаю, сколько о большем задействовании союзников в процессе сдерживания КНР.

Таким образом, к настоящему моменту американское правительство занимает открытую антикитайскую позицию, пока выразившуюся в начале нового этапа санкционного давления на китайских чиновников и фактическом срыве переговоров в Анкоридже. Он основывается не только на официальной риторике Белого Дома, поддержанной экспертным сообществом, но и на более глубинных противоречиях, обострившихся с ослаблением США. Стоит констатировать, что отход новой администрации США от политики конфронтации с Китаем в ближайшие месяцы представляется маловероятным и некая «разрядка», скорее всего, станет возможна в случае кардинальных изменений в самих США, нежели в случае неких уступок со стороны КНР.

Автор: Китаев Роман

INTERNATIONAL STUDIES https://t.me/interstudies