Найти в Дзене
Кот-ученый

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КОРОЛЕ АРТУРЕ? Часть 2. Гальфрид Монмутский и британская история

Продолжение. См. часть 1.

Романы о короле Артуре содержат в себе множество культурных пластов, и чтобы хоть немного разобраться в слоёном пироге артуровского мифа необходимо освежить в памяти основные этапы истории острова.

В древнейшую эпоху, относительно которой сохранились хоть какие-то письменные сообщения, Британию населяли кельтские племена, по-видимому, перебравшиеся с континента в VIII – VII вв. до н. э. Уже в античное время их условно объединяли под общим именем бриттов. Что касается докельтского населения острова, то о нём имеются сведения, основанные лишь на археологических данных. Не стоит, однако, недооценивать возможного влияния его культуры, на формирование артуровского мифа. Оставшиеся с той поры археологические памятники весьма и весьма впечатляют.Достаточно вспомнить, хотя бы сохранившиеся знаменитый Стоунхендж или Калланиш.

В I в. до н. э. состоялось завоевание Британии Юлием Цезарем и превращение её в одну из провинций Римской империи. Римское владычество на острове продлилось более четырёх столетий. За это время культуры кельтов и римлян переплелись здесь самым причудливым образом. Под конец имперского периода в IV в. н. э. среди бриттов получило распространение христианство.

В начале V в. н. э. в связи с непростой политической обстановкой римские легионы были вынуждены оставить Британию. Лишённая защиты страна всё чаще стала подвергаться набегам диких нероманизированных германцев, прибывавших из-за Северного моря. Ещё столетия полтора кельто-романский мир Британии с переменным успехом сопротивлялся нахлынувшим с континента германским племенам англов и саксов, но к концу VI в. они уже прочно составляли большинство населения острова. На захваченной территории возникли семь англо-саксонских королевств: Мерсия, Нортумбрия, Кент, Суссекс, Уэссекс, Эссекс, Юго-Восточная Англия. Со временем они объединились, образовав то, что и стало называться собственно Англией. Компактное кельтское население сохранилось на севере в Шотландии и на юго-западе в Уэльсе и Корнуолле. Саксонское завоевание принесло некоторый откат назад в плане культурного развития страны, уничтожение многих римских институтов, в частности, отказ от христианства. Но последнее продлилось недолго. В VII в. короли саксов один за другим приняли крещение.

Вскоре новые властители острова стали испытывать те же трудности, что и их предшественники: страдать от постоянных набегов из-за моря. В этот раз на британские берега точили зубы даны, выходцы из Скандинавии. Отношения с новыми пришельцами складывались неоднозначно: с ними, то воевали, то мирились, уступая малозаселённые территории. Надо сказать, что разница между саксами и данами гораздо меньше, чем между саксами и бриттами, и потому культурная ассимиляция шла легче. Во взаимных разборках, примирениях, объединениях и новых разборках прошло несколько столетий, а затем грянул 1066 г.

Норманское завоевание. Гобелен из Байё
Норманское завоевание. Гобелен из Байё

В ночь с 27 на 28 сентября 1066 г. флот из 600 кораблей пересёк Ла-Манш, и в бухте Певенси высадилась армия герцога Вильгельма Нормандского. Находившийся в то время в Йорке король Гарольд II спешно двинул войско навстречу. Пожалуй, даже слишком спешно, потому что саксы оказались ввиду противника прежде, чем к ним успели подтянуться резервы. Две армии встретились 14 октября близ города Гастингса. Войско Гарольда было разбито наголову, сам король пал на поле боя. 25 декабря нормандский герцог был коронован в Вестминстерском аббатстве и стал править Англией под именем Вильгельма I Завоевателя. Земли павших в битве при Гастингсе знатных саксов были распределены между его соратниками.

Захватчики также были выходцами из Скандинавии, но они уже давно утратили связь с исторической родиной. В 910 г. дружина викингов (норманнов) под предводительством некоего Роллона принесла оммаж французскому королю Карлу Простоватому и получила от него земли в низовьях Сены. Так возникло герцогство Нормандия, чьи могущественные правители чаще вели себя как суверенные государи, чем как смиренные вассалы французской короны. Потомки скандинавских пиратов уже во втором поколении начали забывать родной язык и обычаи, осваивая культуру новой родины. По этой причине их принято называть франко-норманнами. Посредством норманнского завоевания в Британию была экспортирована более развитая и утончённая французская культура. Страна была включена в активно формирующееся в XI – XIIвв. общеевропейское культурное пространство.

Дальнейшая английская история не менее занимательна, но имеет куда меньшее отношение к нашей теме, от которой мы и так уже сильно уклонились. Итак, вернёмся к королю Артуру и его рыцарям.

Старейшим из ныне известных письменных памятников, повествующих о восшествии на престол, правлении и гибели Артура является «История бриттов» Гальфрида Монмутского, написанная в 30-е годы XII столетия, то есть, лет через семьдесят после норманнского завоевания. Есть более старые источники, где Артур фигурирует, но там нет связной и последовательной истории его царствования. Автор был валлийцем, а валлийцы и корнуэльцы стали союзниками норманнов в их войне против саксов.

«История бриттов» Гальфрида Монмутского представляет собой не достоверное историческое сочинение, а художественную псевдохронику, нечто вроде толкиеновского «Сильмариллиона». Но в отличие от Толкиена Гальфрид не переносил действие в некий фантастический параллельный мир, а заполнял тёмные места реальной исторической летописи. Почему сделали такой вывод? Многие описанные в книге события были слишком масштабны, чтобы остаться полностью незамеченными, однако никаких подтверждений в независимых источниках, ни письменных, ни археологических они не находят.

Используя отрывочные сведения, имеющиеся в настоящих хрониках, как опорные пункты повествования и обильно черпая образы из устного фольклора, Гальфрид дал волю фантазии, и создал свою «книгу утраченных сказаний» Британии, которую с огромным интересом читали современники. О её популярности свидетельствует хотя бы то, что до наших дней сохранилось более двухсот (!) рукописных копий. Хотя «История бриттов» – произведение, безусловно, художественное, некоторые его части соответствуют исторической истине. Знать бы ещё точно, какие именно.

Во многих более поздних произведениях артуровского цикла, отсутствуют сколько-нибудь чёткие указания на время действия и приметы исторической эпохи. Иногда исчезает и географическая локализация. Создаётся ощущение, что дело было вовсе и не в Британии, а в некоем царстве, в некоем государстве, во времена оно. Как говорится в заставке к одному из современных артуровских сериалов: «в земле мифов, во времена магии». В книге Гальфрида Монмутского всё обстоит иначе. Его герои живут в совершенно конкретную историческую эпоху, иногда указаны даже точные даты. Согласно гальфридовой «Истории» король Артур правил Британией вскоре после оставления её римскими легионами, противостоял англо- саксонскому завоеванию, и лишь после его гибели саксы смогли одержать верх над бриттами и прочно обосновались на острове.

Повествование об Артуре, безусловно, самая яркая часть гальфридовой «Истории», но никак нельзя сказать, что книга посвящена главным образом этой теме. В сравнительно небольшой по объёму произведение (около 130 страниц) уместилась история Британии (как её представил себе автор) от появления на острове первых бриттов до саксонского завоевания. Собственно артуровская легенда занимает в ней примерно треть. Надо сказать, это непропорционально много, для исторической хроники, охватывающий период около двух тысяч лет, и маловато, если считать, что главным предметом изображения является всё же Артур, а история его предков приведена лишь в качестве вступления, но средневековые представления о литературной композиции отличались от наших.

Гальфрид довольно увлекательно повествует о древних королях, начиная от легендарного Брута, сына Энея, бежавшего в Британию после разрушения Трои. Он, якобы, дал острову своё имя, и основал королевскую династию. В этом англичане не оригинальны, чуть ли ни все европейские народы средневековья пытались вывести свою родословную от троянских беженцев. Такая тогда была мода, унаследованная от античности.

Об одних правителях Британии Гальфрид лишь бегло упоминает, на других останавливается подробно. Причём исследователи склонны считать, что его особого внимания удостоились отнюдь не те короли, о которых он имел больше достоверных сведений. Наоборот, лучше всего он писал тогда, когда «не был связан источником». Ряд приведённых им сюжетов затем были использованы в мировой литературе. К примеру, сказание о короле Лире и его трёх дочерях.

Где-то в середине «Истории бриттов» впервые появляются герои, связанные с артуровским циклом: Утер Пендрагон и Мерлин.

Продолжение следует.

Использованы фото из открытых источников

См. также:

Ричард Львиное Сердце - выдающийся инженер своего времени

ДВА ОБРАЗА РИЧАРДА III

Была ли Столетняя война столетней?

Путеводитель по каналу «Кот-учёный». 2019-2020