Буквально на днях МАЗ отчитался о поставке первой партии городских автобусов нового поколения МАЗ 303. Пополнение получили Барановичи и Светлогорск (по одной машине), а также Минск – сразу четыре автобуса. Кроме того была анонсирована и поставка первых электробусов МАЗ 303E – похоже, минчане активно взялись за серийный выпуск пассажирского транспорта третьего поколения.
В то же время в актуальной продуктовой линейке Минского автозавода до сих пор можно было найти автобус для аэропортов первого поколения МАЗ 171, да и заказы на «горожанина» МАЗ 103 только-только перестали приниматься, а в цехах еще дособирают последние машины этой модели. Мне стало интересно, а сколько вообще моделей МАЗ успел списать в утиль с момента начала автобусного производства в 1993 году?
В 1993 году началась опытная эксплуатация собранных из немецких машинокомплектов автобусов МАЗ-Neoplan. Современная на тот момент машина стала первым серийным низкопольником, собранным на просторах бывшего Советского Союза. Впрочем, с «серийным» я, пожалуй, погорячился. Было собрано всего 5 таких автобусов.
Пять выпущенных городских машин МАЗ-Neoplan – это было все равно много в сравнении со вторым направлением сотрудничества с немцами – производством междугородных автобусов. Собранный в том же 1993 году «турист» МАЗ-151 так и остался в единственном экземпляре. Находясь под опекой одного водителя, междугородник долго работал на самом автозаводе. А когда было все же решено сменить его на новый МАЗ 251, вырывать машину из рук бессменного шофера пришлось чуть не с боем.
Кстати, МАЗ 151 до сих пор жив и, находясь в руках частного перевозчика, по-прежнему перевозит пассажиров.
В 1994 году на смену МАЗ-Neoplan пришли адаптированные автобусы МАЗ 101. Ряд упрощений и использование отечественных узлов и агрегатов не пошли машине на пользу. Белорусифицированный «немец» оказался сыроват и требовал постоянного вмешательства ремонтников – машины столько же стояли в ремзоне, сколько и ездили.
Тем не менее, было собрано 37 автобусов МАЗ 101, которые с переменным успехом эксплуатировались до 2008 года, а сильно переделанный экземпляр с заводским №16 прожил в городе Поставы (Витебская область) до 2019 года!
Надо отдать должное конструкторам МАЗа – без дела они не сидели, и уже в июне 1995 года на заводе начали сборку первого образца МАЗ 103. Превратившийся в полунизкопольник автобус стал намного более надежным и функциональным. Уже к концу 90-х машина стала любима водителями, и они охотно пересаживались на новенькие МАЗы не только с ЛАЗов, ЛиАЗов и «Неманов», но даже с «Икарусов», которые к тому моменту были порядком ушатаны.
МАЗ 103 был исключен из продуктовой линейки только в 2021 году, став главным долгожителем автобусного производства МАЗ и разлетевшись по миру более чем 10-тысячным тиражом.
Как ни крути, но даже полунизкопольный МАЗ 103 «бюджетной» машиной не являлся. Для расширения географии поставок требовался еще более дешевый автобус. И в 1996 году им стал высокопольный МАЗ 104, выполненный по традиционным на тот момент канонам – ступеньки на входе и полноценная «галерка» над моторным отсеком в корме.
И если для города эта модель стала как бы шагом назад, то на пригородных маршрутах МАЗ 104С зарекомендовал себя очень хорошо. Вместительные, с мощными «ярославцами» и неплохой переносимостью наших направлений, эти МАЗы надолго прописались как в качестве маршрутных, так и в роли служебных автобусов.
Выпуск этой модели был завершен только в 2007 году. И за эти 11 лет собрали более 1200 единиц техники.
Появлению и развитию первого минского сочлененника МАЗ 105 я посвящал отдельный материал. Машина вышла оригинальной и, как следствие, спорной. С начала производства в 1997 году и до момента его завершения в 2018 году модель разошлась тиражом более чем в 1600 единиц, многие из которых на данный момент даже и не собираются на покой.
В 1999 году произошел «сбой» в налаженной системе нумерации минских автобусов. В серию пошел междугородник МАЗ 152 «Вазола», ставший первым автобусом данного класса собственной разработки. Названная в честь древнебелорусского поселения машина оказалась неплохой заменой венгерскому «Икарусу». Несколько лет МАЗ 152 производился одновременно с междугородником второго поколения МАЗ 251. И только в 2015 году модель окончательно снята с производства. К тому моменту собрано более 690 автобусов.
2000-й год ознаменовался для МАЗа попыткой создать машину на грузовом шасси МАЗ-4370 с элементами кабины серийных грузовиков четвертого поколения МАЗ-6430. Автобус МАЗ 106, в отличие от приведенного на первом фото МАЗ-7203, выглядел весьма гармонично. Аккуратно совмещенная с салоном кабина делала автобус приятным для глаз, и казалось, модель окажется востребованной у перевозчиков.
Увы, дальше опытного образца дело не пошло. Зато сам автобус был передан в подшефное хозяйство, где много лет служил верой и правдой и окончательно был «поставлен к забору» лишь несколько лет назад.
В 2001 году на заводе создают МАЗ 107. Трехосный полунизкопольник стал белорусским ответом на повальное увлечение европейцами 15-метровыми городскими автобусами. Модель быстро переболела детскими болезнями и стала весьма популярной в крупных городах.
Только в 2020 году принято решение снять автобус с производства. Было выпущено более 1100 МАЗ 107 в различных исполнениях.
2004 год автозавод отметил выпуском сразу двух моделей.
Междугородный МАЗ 251 положил отсчет выпуска автобусов второго поколения. Машина выделялась современным дизайном и даже на фоне зарубежных одноклассников смотрелась вполне современно. На момент завершения производства в январе нынешнего года МАЗ выпустил более 370 «туристов» второго поколения.
И, да – в настоящее время в линейке предприятия нет междугородника большого класса. Возможно, хоть в этом году будет собран-таки многострадальный МАЗ 351, проектирование которого началось почти десять лет назад…
Вторым автобусом из 2004-го был МАЗ 256. Минчане смогли создать свой аналог ПАЗика и запустить его в серию. Так как в основе модели лежало шасси среднетоннажника «Зубренок», а кузов конструкторам хотелось сделать вместительнее, автобус напоминал «избушку на курьих ножнах». Тем не менее, машина пришлась перевозчикам по душе, и долгое время заводу приходилось продолжать выпуск модели, несмотря на огромное желание снять его с конвейера.
Только в 2014 году МАЗ 256 окончательно отправился на покой, разойдясь по магистралям и проселкам более чем трехтысячным тиражом.
В 2009 году была предпринята попытка создать сочлененный автобус второго поколения. Увы, идея соединить тянущую схему с низким полом ни к чему хорошему не привела. За пять лет МАЗ 205 выпущен всего в 8 экземплярах, и ни один из них даже не был взят на пробную эксплуатацию в Минск.
В 2010 году МАЗ представил альтернативный взгляд на компактный автобус для пригородных и междугородных перевозок в стиле «а-ля ПАЗ». МАЗ 241 имел оригинальную внешность и наполеоновские планы по захвату рынков. Но даже на то, чтобы вытеснить с конвейера МАЗ 256, на замену которому он пришел, ему понадобилось четыре года. И к 2020-му, когда МАЗ 241 покинул конвейер, количество выпущенных экземпляров даже не перевалило за 1000.
Самым бестолковым автобусом новой истории Минского автозавода стоит признать МАЗ 131 на грузовом шасси. Созданная вопреки здравому смыслу в угоду пожеланиям менеджеров по продажам, модель оказалась не нужной никому. А собранный опытный образец был передан в Сирию…
«Последним из могикан», представляющим первое поколение автобусов МАЗ остается перронный автобус МАЗ 171. Созданная в 2006 году модель до 2019 года являлась единственным представителем данного класса, выпускаемым на постсоветском пространстве. В настоящее время собрано более 100 таких «аэродромников».
Что касается текущего модельного ряда второго поколения, то он представлен сразу девятью моделями:
- городской 12-метровый МАЗ 203, выпускаемый с 2005 года;
- городской 9-метровый МАЗ 206, выпускаемый с 2006 года;
- пригородный 9-метровый МАЗ 226, выпускаемый с 2007 года;
- междугородный 12-метровый МАЗ 231, выпускаемый с 2010 года;
- городской 18-метровый МАЗ 215, выпускаемый с 2011 года;
- междугородный и пригородный МАЗ 232, выпускаемый с 2014 года;
- пригородный и школьный МАЗ 257, выпускаемый с 2017 года;
- городской 18-метровый МАЗ 216, выпускаемый с 2018 года;
- перронный МАЗ 271, выпускаемый с 2019 года.
А в 2019 году было наконец-то презентовано третье поколение автобусов МАЗ. Правда, вопреки логике им стал не флагманский «турист», а городской низкопольник МАЗ 303, но тем не менее. В течение 2019-2020 годов семейство «303» прошло путь от пафосного опытного образца с двигателем Евро-6 до интересных традиционным рынкам модификаций с моторами Евро-5. Попутно был доведен до ума электробус. И сейчас завод уверенно ставит именно на третье поколение, анонсируя создание в ближайшее время 10-метровых городских низкопольников, 12-метровых троллейбусов и 18-метровых «гармошек».