"Философия начинается с удивления" - Платон
Одного из отцов-основателей западной философской мысли - Сократа судили многие афиняне, считали его опасным врагом государства, обвиняя философа в развращении молодежи и неуважение к богам. Однако Сократа боялись не потому, что он знает ответы на все вопросы, а потому, что он задавал слишком много вопросов.
Он ненавидел заурядные лекции и часто вовлекал друзей и незнакомцев в долгие беседы о морали и обществе. Эти дискуссии были лишены полемики, и Сократ не давал четких советов. Фактически философ часто утверждал, что знает только то, что ничего не знает, и отвечал только дополнительными вопросами. В ходе этого процесса Сократ исследовал логику собеседника, выявлял ее недостатки и помогал прийти к большему взаимопониманию.
Проницательные вопросы заставляли последователей Сократа полюбить его вдвое. Из его учеников Платон и Ксенофонт были настолько вдохновлены, что воспроизвели диалоги своего наставника в своих работах. Такой подход к дискуссии теперь известен, как метод Сократа.
В одном из этих вымышленных диалогов, Сократ разговаривает с молодым человеком по имени Евтидем, который уверен, что понимает природу справедливости и несправедливости. Сократ хочет узнать моральные ориентиры ученика и просит его определить меру справедливости или ее отсутствие для лжи и присвоение чужого имущества. Евтидем уверенно классифицирует их как несправедливость, и Сократ тот час спрашивает - "Справедливо ли полководцу обманывать или грабить вражеское войско?". Евтидем уточняет свою позицию. Он утверждает, что эти действия справедливо по отношению к врагам и несправедливо по отношению к друзьям, но Сократу и это кажется недостаточным. Он просит молодого человека подумать, а что если командир лжет своим войскам, чтобы поднять их боевой дух. Евтидем впадает в уныние, кажется, что каждый ответ лишь усложняет обстоятельства, и он уже не так уверен, что на самом деле есть справедливость. Применяя этот ориентированный на вопросы подход, Сократ называл себя акушеркой, чьи вопросы помогают другим родить их идеи. Его метод уточнения выявляет непроверенные предположения человека, а затем ставит под сомнение эти убеждения. Этот метод не всегда дает однозначные ответы. Он не помогает прояснить суть и устранить противоречивую или замкнутую логику следуя логической линии исследования как задающий вопрос, так и отвечающий могут зайти в неожиданные места.
Этот метод не ограничивается обычными беседами, что делает его применимым во многих областях. В эпоху возрождения этот метод использовался для обучения в клинической медицине. Студенты предлагали свое обоснование различных диагнозов в то время как врач подвергал сомнению гипотезы и моделировал обсуждение в данной области. Метод Сократа бывает очень полезен. Этот же метод был использован в других науках таких, как астрономия, ботаника и математика. После протестантской реформации он был адаптирован под решение абстрактных вопросов веры. В 19 веке этот метод стал неотъемлемой частью американского юридического образования. Профессора исследовали понимание студентами судебной аргументации, бросая им вызов в непредвиденных гипотетических ситуациях. Этот подход до сих пор используется верховным судом для поиска непредвиденных последствий после принятия закона.
Метод Сократа можно адаптировать для преподавания практически любой темы, основанной на критическом мышлении, но его успех зависит от применяющего. Эффективный сократический педагог должен хорошо разбираться в своем предмете. Вместо того, чтобы запугивать своих учеников и демонстрировать свое интеллектуальное превосходство, он должен быть скромным, любопытным и поощрять вклад каждого. В этом отношении сам Сократ пожалуй не был тонким учителем. Историки считают, что он серьезно критиковал афинскую демократию и, как известно, передавал эти позиции своим последователям. Эти подрывные убеждения были искажены в ходе публичных дискуссий и, как считалось, вдохновили двух его учеников на предательские действия. Вероятно, за эти идеи Сократа судили и приговорили к смертной казни, но даже на смертном одре художники изображали философа безмятежным, вечно жаждущим добраться до истины.
Спасибо всем, кто дочитал до конца! Не забывайте подписываться и ставить лайки.
Всем хорошего дня!