Найти тему

Внимательно слушая Президента…

На прошедшей неделе состоялась, ставшая уже традиционной, ежегодная Большая пресс-конференция Президента РФ - Путина В.В.

Кое-что из сказанного им в этот раз, показалось мне, не то-чтобы – необычным, но не таким, как всегда. Новизна, о которой я говорю, промелькнула в ответе президента на вопрос телеведущей НТВ - Ираиды Зейналовой. Сам вопрос приводить не буду. Приведу лишь ту часть ответа, которая привлекла моё внимание. Речь, среди прочего, шла о событиях почти восьмилетней давности:

"Но что произошло в 2014 году? Госпереворот кровавый, людей убивали и сжигали. Сейчас я не говорю, кто прав, кто виноват. Ясно, что было законное возмущение и неудовольствие граждан Украины по поводу того, что происходило в стране. Так действующий тогда Президент Янукович – он же со всем согласился. Три министра иностранных дел – Польши, ФРГ и Франции – дали гарантии мирного развития ситуации и мирного процесса. Я разговаривал тогда с Президентом США по его инициативе. Он меня попросил тоже поддержать этот процесс. Все согласились. Через день, через два – госпереворот. Зачем? Ответа нет. Ну зачем? Президент Янукович и так со всем согласился, он готов был уйти хоть завтра от власти. Выборы – победа оппозиции была неминуема, это все прекрасно понимали. Ну зачем это сделали?

После этого возник Крым. А как мы могли отказать Севастополю и Крыму, людям, которые там проживают, взять их под свою защиту и под крыло? Невозможно. Просто нас поставили в ситуацию, когда мы не могли поступить иначе. Или что, мы должны были совсем безвольно смотреть на то, что происходит на юго-востоке, в Донбассе, который изначально, даже при организации Советского Союза в 1922–1924 годах, не мыслил себя иначе как частью России? ..."

Мне показалось, что это - несколько новая для Владимира Владимировича трактовка украинских событий 2014-го года. С целью подтвердить или развеять свои догадки, проверил, что же говорил Президент на аналогичных мероприятиях в предыдущие годы. Так вот: употребления слова "госпереворот" в отношении украинских событий 2014 года, Владимир Владимирович избегал в ходе трёх предыдущих пресс-конференций (2018 ÷ 2020 г.г.) и произнёс его впервые с 2017 года. Тогда, отвечая на вопрос Романа Цымбалюка, он сказал следующее:

-2

“Что касается трагедии, которая там <в Донбассе> происходит, – а это безусловно трагедия, здесь я не могу с Вами не согласиться, – надо всегда смотреть на первоисточник трагедии. Первоисточник – это государственный переворот, вооружённый неконституционный захват власти. И, как известно, часть народа Украины с этим не согласилась, начала с этим бороться. С теми несогласными, несмотря на якобы стремление Украины в лоно европейской цивилизации, начали бороться не демократическими средствами, а сначала – с помощью применения специальных служб, а потом – полномасштабного применения вооружённых сил.”

А вот мысль о том, что решение "взять их <Севастополь и Крым> под свою защиту и под крыло" было навязано политическому руководству РФ кем-то или чем-то извне, прозвучала впервые за восемь лет. Вот она:

"... Просто нас поставили в ситуацию, когда мы не могли поступить иначе. Или что, мы должны были совсем безвольно смотреть на то, что происходит на юго-востоке, ..."

Так например, в 2020-м году контекст был несколько иной:

"... Я чувствую ответственность за то, что происходит с Россией и с её народом. И всё буду делать в интересах Российской Федерации. Это касается и возвращения Крыма в состав нашего Российского государства. Обращаю ваше внимание, что это было сделано на основе волеизъявления народа.

Вот в Косово парламент принял решение, и вы все это проглотили и сказали, что так и правильно, так и хорошо, это демократично. В Крыму люди пришли на референдум, проголосовали, но вам почему-то это не нравится. Хочу напомнить, что демократия – это власть народа, и надо либо признавать это, либо тогда отказаться от этого термина вообще повсеместно."

Согласитесь: действовать, исходя из интересов государства, опираясь в своих действиях на демократическое волеизъявление крымчан и действовать под влиянием неких обстоятельств или сил, беря крымчан под защиту — это немного разное прочтение одного и того же события. Хотя, может мне просто – показалось…