Найти тему
Кофе с утречка

История развития авиации России. Часть 1

Современный самолёт отечественной разработки МС-21
Современный самолёт отечественной разработки МС-21

Мы с вами живем в то время, когда полёт на самолёте человека уже мало удивляет. И сами самолёты настолько плотно вошли в нашу жизнь, что мы не считаем их чем то необычным. 

Конечно же так было не всегда. У истоков авиации стояли поистине великие люди, которым хватало смелости противостоять многим трудностям.

Я поставил себе цель. Сделать подробный обзор на историю развития авиации конкретно в нашей стране. И постараюсь сделать это максимально просто и понятно. Разумеется будет очень приятно, если после прочтения вы поставите лайк и подпишитесь на канал. Либо же оставите свои засевания в комментариях.

Для удобства восприятия было решено пока что не затрагивать воздушные шары и дирижабли. Это можно будет сделать отдельной статьей. Здесь мы берём только воздушные аппараты тяжелее воздуха.

Итак поехали)

Будем считать точкой отсчета 3 декабря 1870 года. В этот день в Санкт Петербурге было основано Русское общество воздухоплавания. В 1880 году в другой организации (Русское техническое общество) по инициативе всем известного Дмитрия Менделеева был создан отдел воздухоплавания. 

За границей в это время уже активно велись разработки. Испытатели строили планёры, устанавливали на них двигатели. Конструкторы отслеживали полеты птиц и использовали знания для создания оптимальных форм фюзеляжа, крыла. Возникло понимание того, что для полёта аппарат должен быть выполнен таким образом, чтобы набегающие потоки воздуха поддерживали его. Развивалась абсолютно новая наука - аэродинамика, которая вытекала из гидродинамики.

Александр Фёдорович Можайский
Александр Фёдорович Можайский

И вот теперь интересный факт: все слышали что в России многое создавалось впервые в мире, но не было признано или замечено мировым сообществом.

Так вот - первым отечественным (а по сути и мировым) летательным аппаратом тяжелее воздуха является самолет Александра Фёдоровича Можайского. Остановимся подробнее.

В 1856 году, под влиянием наблюдения за полётом птиц, Александр Фёдорович Можайский задумался над идеей создания летательного аппарата, основанного на аэродинамическом принципе. Он занялся изучением полёта птиц и их анатомическим строением. Спустя некоторое время он приступил к созданию воздушных змеев. Он запускал их с горы, отслеживал поведение в воздухе и исправлял недостатки в конструкции.

В публикациях 1877 и 1878 годов были заметки о том что Можайскому удалось сконструировать воздушный змей буксируемый с помощью конной тяги и который был способен поднять человека.

Постепенно багаж знаний расширялся и целью стало создание летательного аппарата с двигателем. В конце 1876 года Александр Фёдорович представил в военное министерство свой проект. На проведение исследований и определения окончательной стоимости создания такого самолёта было выделено 3000 рублей. Спустя два года уже другая комиссия рассматривала новое предложение Можайского: он просил о выделении ему на постройку самолёта 19 тысяч рублей. И получил отказ... Потом была безуспешная апелляция и непонимание что делать дальше.

Самолёт Можайского
Самолёт Можайского

Решив не бросать начатое дело Можайский принял решение строить самолёт за свои средства.

Ему удалось получить пособие на поездку за границу с целью приобретения двигателей для летательного аппарата в размере 2500 руб. По словам самого Можайского, эти средства покрыли только расходы на поездку, непосредственно же изготовление машин он оплатил из собственного кармана. Ещё около 2800 рублей были получены от ряда частных лиц в качестве пожертвований.

Самолёт с огромным трудом был построен и испытан. К сожалению никаких документов, подтверждающих действительно полёт аппарата не имеется. Есть лишь свидетельства очевидцев, которые заявляют что самолёт потерпел аварию, но перед этим совершил кратковременный горизонтальный полет.

Первый самолёт братьев Райт
Первый самолёт братьев Райт

Именно по этой причине официально в мировой истории пионерами авиации считаются братья Райт, которые совершили свой полёт АЖ ЧЕРЕЗ 15 ЛЕТ.

Кто знает, если бы было выделено больше средств, если бы помогли с восстановлением самолёта, может быть уже в 19 столетии наша страна была бы обладателем действительно первого самолёта. Но увы... очень многие таланты в нашей стране не получали должной поддержки и слышали отказы. 

На этом первая часть исследования развития авиации России подошла к завершению. Мы вкратце познакомились с самым началом отечественного авиастроения. У нас впереди ещё большой путь и много статей. Надеюсь было не скучно.