Привет, библиофилы!
Наверняка среди вас есть любители Грина, который для меня остаётся навсегда летним и крымским писателем. Я всё детство была уверена, что Грин родился и вырос где-нибудь неподалёку от меня, если не в Севастополе, то уж хотя бы в Ялте или Гурзуфе. А всё потому, что его описания Зурбагана и Лисса точно ложились на окружающий меня пейзаж.
Мне казалось, что я читала у любимого писателя всё, но я ошиблась. Одна из моих читательниц посоветовала мне рассказ "Фанданго", и я с удивлением обнаружила удивительный, необычный и очень красивый незнакомый мне текст.
Но буквально в самом начале поразили вот эти строки. Вчитайтесь:
Я видел тех самых бродяг с магическими глазами, каких увидит этот же город в 2021 году, когда наш потомок, одетый в каучук и искусственный шелк, выйдет из кабины воздушного электромотора на площадку алюминиевой воздушной улицы.
Предвидение Грина в главном не сбылось – никаких личных электромоторов и воздушных улиц у нас нет. Но зато всевозможные искусственные ткани и каучук имеются) Как и цыгане, которых Грин наделил в рассказе не только магическими глазами, но и магическими предметами, с помощью которых можно перемещаться во времени и пространстве.
Во времена Грина такие путешествия в литературе были делом обычным, но тот способ, что описал автор, весьма оригинален. Всё-таки Грин действительно обладал неуёмной фантазией. Его миры даже в маленьком рассказе настолько хорошо прописаны, что им хочешь верить. В них хочешь попасть.
Но на мой взгляд, фантастическое перемещение героя – лишь антураж, занимательный фон для главного разговора – о силе искусства. О том, что живопись и музыка способна совершать настоящие чудеса. Например, унести голодного и замерзающего писателя из зимнего Петербурга 1921 года в прекрасный летний Зурбаган, город мечты и неги.
А для этого надо лишь внимательно вглядеться в картину и услышать зажигательную мелодию испанского Фанданго
По его мнению, постичь душу предмета можно лишь, когда взгляд лишен нетерпения и усилия, когда он, спокойно соединясь с вещью, постепенно проникается сложностью и характером, скрытыми в кажущейся простоте общего.
Кроме всего прочего, в рассказе интересны и реалии послереволюционной столичной жизни, когда люди творческие вынуждены были задуматься о хлебе насущном, чтобы просто выжить.
В этом смысле Фанданго живо напомнил мне знаменитый роман Гамсуна "Голод", в котором ярко и жестоко описываются похождения голодающего писателя. Или жестокое и правдивое "Солнце мёртвых" Шмелёва на ту же тему.
Можно ли думать о прекрасном, когда в животе пусто? Способен ли человек оценить красоту, если замерзает без нормального отопления в доме?
Всё это мы узнаем из рассказа Грина. Ещё до того, как это стало мейнстримом, Грин описывает механизмы защиты, которые срабатывают в человеке при стрессовой ситуации. Интересно, что параллельно я дочитала как раз "Риф" Поляринова, и там такие механизмы описаны уже во всех деталях. Завтра постараюсь написать рецензию.
А от вас, дорогие мои друзья, жду ответа на главный вопрос: читали Фанданго? Будете? И любите ли Грина вообще?
А вот моя публикация о жене Грина Ассоль в застенках о судьбе Нины Грин.
Другие подробные отзывы на книги по тегу #рецензияbibliojulia А ещё - чтобы не потерять мой канал, проверьте подписку и не забудьте про лайк и репост) Всех обнимаю и желаю прекрасной плодотворной недели!