В Тверском ТЮЗе идет спектакль “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?” режиссера Ивана Пачина. В его же исполнении. Это моноспектакль по одноименной повести современного шведского писателя Ульфа Старка. Иван несколько месяцев назад стал главным режиссером театра. Этот спектакль - личное и довольно близкое знакомство со зрителем ТЮЗа. Спектакль идет на экспериментальной сцене, посему расстояние между зрителем и сценой абсолютно условно.
На сцене две вешалки с одеждой и несколько других предметов, о назначении которых можно лишь догадываться. Итак, театр начинается с двух вешалок.
Выходит Иван-главный режиссер. Он начинает диалог со зрителями. В основном с детской аудиторией. В очень простой и легкой манере он выстраивает его так, что получается обоюдное проговаривание театрального договора. Тех конвенций, которые юные зрители знают и понимают. И это магически действует даже на самых юных из юных. Конвенции в течение спектакля исполняются и в зале стоит благодатная и благодарная тишина.
Затем Иван-демиург начинает создавать “из ничего” мир спектакля. Буквально оживляя каждый предмет на сцене, он дает ему имя и роль. И только тогда, когда не остается совсем никаких вопросов у зрителей, когда пространство спектакля создано и описано, начинается само действо.
Иван-актер проявляется в этом мире одновременно в нескольких сущностях: два друга Ульф и Берра - мальчики шести лет, старик Нильс, тетя Тора, медсестра, крики Густавссона и Ульф Старк - голос автора, коим стал, повзрослев, мальчик Ульф. Обозначенная до начала спектакля театральная условность становится реальностью. Вот - чучело чайки. Оно играет самого себя. А вот эти красные ленточки играют роль вишен. А этот белый цветок играет роль оранжевой ромашки и красной розы. И в моменте уже нет ленточек - есть вишни. А в руках у Берры - большая оранжевая ромашка. Магия искусства работает.
В какой-то момент Иван (или Нильс?) приглашает на сцену кого-то из детей, становится рядом с ним на колени, таким образом оказываясь на одном уровне, как бы уравнивая пространство спектакля и зрителя, одновременно не прерывая постановку, окончательно стирает границу между зрителем и действием на сцене. Получается такой тонкий симбиоз, который, на мой взгляд, повышает уровень эмпатии обеих сторон и возникает момент “верю!”.
Сама история, рассказанная в спектакле очень светлая и меланхоличная. Это проживание внезапного обретения и потери. Это открытость, доверие и бесстрашие.
Это про важность сегодняшнего момента (когда Нильс делает воздушного змея из шелковой шали своей покойной жены, тем самым жертвует воспоминаниями в пользу момента здесь и сейчас). Это про ценность опыта счастья и возможность снова его пережить (когда мальчики в качестве подарка помогают Нильсу пережить то, что он любил больше всего на свете, когда был маленьким). И это про то, что не нужно ограничивать себя какими-то определенными условиями на будущее, ведь можно не успеть что-то важное, упустить время (Берра не приходит к Нильсу, пока не научится свистеть).
Я позволю себя сказать, что тема этого спектакля - не смерть. В куда большей степени его тема - жизнь. И принятие ее, непротивление во всех проявлениях. А смерть - лишь неотъемлемая ее часть.
А еще постановка очень красива визуально. Зритель, знакомый со спектаклями “Вафельное сердце” и “Вратарь и море”, режиссером которых тоже является Иван Пачин, непременно увидит сходство и некую преемственность. Невербально детали создают антураж того места, где происходит действие пьесы. Пюпитр в форме католического креста. Цветные вязаные шапки мальчиков в то время, когда созрели вишни, намекают на короткое прохладное, дождливое шведское лето. И низкие звезды, возникающие прямо над головами персонажей.
В спектакле не очень много музыки, тем сильнее она выделяет каждый момент, в который появляется. И тем сильнее глубина тишины в одной из финальных сцен, когда Берра свистит мелодию “Умеешь ли ты свистеть, Йоханна”.
Последним же аккордом становится символичный бег по кругу с воздушным змеем, в котором жизнь и детская радость все-таки побеждают смерть и старость.
Я думаю, что этот спектакль подойдет детям от 6 до 99+
Мой внутренний ребенок, которого я привела в этот раз в Тверской ТЮЗ, был в восторге, а я, пожалуй, не буду больше красить глаза перед походом в Театр.