Очень часто изначальный проект сильно отличается от реализации в действительности по многим причинам: нехватка средств, смена власти, а иногда и сам автор проекта меняет свою точку зрения. Сегодня хотела бы показать изначальные макеты двух культовых сооружений Петербурга, который сейчас выглядят совсем не так, как изначально задумывали их авторы.
Исаакиевский собор.
Надо сразу оговориться, что современный вид собора - это четвертый вариант его исполнения.
А первая Исаакиевская церковь выглядела вот так:
И конечно, она была слишком мала для бурно развивающего города.
Но сегодня речь пойдет про третий Исаакиевский собор, который так и не реализовали до конца. Однако, у нас и сейчас есть возможность оценить его масштаб благодаря вот такому макету:
Такие макеты раньше делали для заказчиков, чтобы они могли представить себе как будет выглядеть реализованный проект, ведь тогда не было 3D визуализации и не все могли представить себе то, что было отображено на чертежах.
Все эти исторические макеты сохранились в коллекции Академии художеств и доступны для широкой публики.
Строительство третьего Исаакиевского собора началось по приказу Екатерины II по проекту Антонио Ринальди. По замыслу архитектора стены должны были быть облицованы мрамором, но собор строили очень долго и Ринальди не смог осуществить свой замысел. После смерти Екатерины II стройку заморозили, а Ринальди уехал за границу. Павел I поручил достройку Винченцо Бренне, который хотел воплотить изначальный замысел, но средств не хватило, да и часть мрамора передали для строительства Михайловского замка, и собор достроили из кирпича. Позднее, уже при Александре I, эту кирпичную достройку разобрали и на мраморном основании по проекту Ринальди возвели тот собор, который мы видим сейчас. Макет современного собора, кстати, также существует:
Степень детализации этих макетов, конечно, поражает воображение. Точно показаны и внешняя отделка, и внутренняя.
Смольный собор
А это макет изначального проекта Смольного собора авторства Бартоломео Растрелли.
Сразу бросается в глаза одна крупная деталь, которую так и не воплотили - 170 метровая башня. Растрелли не успел возвести эти колокольню (только заложил фундамент). Далее началась Семилетняя война, недостаток финансирования, а потом и умерла императрица Елизаветы Петровна, по чьему приказу проект и был начат. Сам Растрелли уехал из России и собор достраивали уже совсем другие мастера и в течение очень долгого времени, закончили все работы только 1835 году.
Самое интересное, что в 2020 году Фонду содействия строительству культовых сооружений РПЦ пришло в голову восстановить никогда не существовавшую колокольню и реализовать мечту Растрелли так сказать. Вокруг этого проекта тут же начались бурные споры. Эксперты, выступающие против, говорят о том, что восстановить того, чего никогда не было нельзя, что такая высотная постройка нанесет существенный урон сложившейся панораме, которая сложилась за столетья. Это при том, что в городе есть десятки уничтоженных памятников, которые можно было бы восстановить.
А вы как думаете? Нужно ли ее строить?