Найти в Дзене

Как распознать неадекватного клиента на фриланс услуги?

Оглавление

У любого специалиста, который напрямую работает с Заказчиками, очень быстро появляется свой внутренний «свод правил» по которому он выбирает с кем работать, а с кем нет.

Если вы только начинаете работать «на себя» (пробуете фриланс или иной формат), то я бы хотел вам рассказать про мои «звоночки», после которых я обычно завершаю сотрудничество с клиентом, дабы защитить свой труд и моральные силы.

Я надеюсь, что эта небольшая статья позволит вам не допускать моих ошибок :)

Заказчику не нравится идея предоплаты

Запомните раз и навсегда – никогда не работайте без предоплаты
Запомните раз и навсегда – никогда не работайте без предоплаты

Запомните раз и навсегда – никогда не работайте без предоплаты. Тем более с новыми заказчиками. Адекватный клиент всегда поймёт почему вы хотите получить предоплату за свой труд. Неадекватный найдёт тысячу идиотских причин, которой будет оправдывать свою картину мира. Не тратьте своё время и не искушайте недобросовестного Заказчика. В таких случаях практически всегда всё сводится либо к неадекватному количеству правок (после которых ваша маржа уйдёт в минус), либо к заморозке проекта на неопределённый срок. Вы либо не получите деньги, либо получите из очень поздно, либо уйдёте в минус из-за правок.

В своей практике я могу работать без предоплаты от 2 до 3 дней только в случае повышения чека, срочности задачи и, если я с клиентом сделал уже не 1 и 2 не проекта. И то, это всё равно всегда большой риск. За мою практику (около 3 лет на фрилансе), меня кидали 3 раза, в среднем один раз в год – и все эти моменты были из-за отсутствия предоплаты.

Заказчику принципиально нужна личная встреча

Бизнес-центр в котором был (и есть) один из этих Заказчиков
Бизнес-центр в котором был (и есть) один из этих Заказчиков

Этот момент менее очевиден, чем предыдущий, но, к сожалению, тоже чаще всего является признаком плохого клиента. Чаще всего, подобного рода подход к делу распространён у директоров «советской закалки», либо «директоров 90-х» — это тот тип людей, который может накричать на подчинённого, может материться на деловой встрече и оплачивать вам будет только после личных встреч. К тому же подобный тип клиентов обычно платить очень мало и не понимает ценности вашего продукта.

В своей практике я сталкивался с такими людьми 2 раза. За 2 года общения один заказал 1 сайт на 10 000 рублей, другой заказал сайт на 25 000 рублей и два месяца продвижения по 10 000 рублей. Плюсом к тому, второй кинул на последний платёж, а первый дальше разговоров не выходит. Стоят ли эти клиенты, чтобы быть «привязанным к конкретному городу»? Мой ответ: «Нет, не стоят».

Заказчик не хочет заключать договор

-3

Не думайте, что договор вас спасёт (часто бывает, что в суд идти просто не выгодно), но и не пренебрегайте им. Подписывайте акты, высылайте всю документацию - не оставляйте лазеек для сюрпризов.

С новыми клиентами я стараюсь заключать договор всегда, со старыми могут что-то провести в виде «поддержки». На глобальные работы договор нужен всегда. Так всем будет спокойнее.

Если клиент избегает договора, то это очень странное поведение, и я с таким редко встречаюсь. Однако, объективных причин по которым отказаться от договора было бы верным – нет.

Заказчик платит ниже рынка

-4

Чем клиент меньше платит – тем больше требует. Это утверждение вам подтвердит любой опытный фрилансер. Уважайте свой труд и не работайте ниже рынка – это опасно для вашего здоровья (психического и физического).

Не нужно оправдывать свой выбор просадками в сезон, временными трудностями и т.д. Лучше потратить это время на продвижение и улучшение себя как специалиста (либо свой команды).

Заказчик при деньгах, но экономит на вас

Сделай что ни будь за 5 тысяч, зарплата пока не капнула, Васёк ё*тыть...
Сделай что ни будь за 5 тысяч, зарплата пока не капнула, Васёк ё*тыть...

Это блин особый тип клиентов, который приезжает на встречу на «гелике», гнёт пальцы и целится в премиум сегмент. Адекватного отношения от них можно не ожидать. Можно попробовать протолкнуть ему тезисы типа: «В премиум сегмент нельзя зайти с дешёвым сайтом/дизайном». Если же он их не примет (что скорее всего и будет), то я бы рекомендовал вам сразу закрывать такое сотрудничество.

На моей практике, таких клиентов было трое. Ни одного из них я не могу назвать приятным – задержки по оплате, низкая стоимость, много правок. Не рекомендую.

Заказчик "инноватор"

-6

Обычно это тип предпринимателей, у которых каждые 3 месяца появляется новая «супер идея» - что-то из разряда: «продажа чёрного чеснока», «продажа ягод годжи», «коллоидные растворы серебра» и прочее. Обычно проблема заключается не в энтузиазме и манере «перепрыгивать с идеи на идею», а в том, что все эти бизнес-идеи нужно тестировать, чтобы найти что-то действительно стоящее и рабочее.
Работать с такими Заказчиками можно, но с некоторыми важными оговорками.

1) Если вы занимаетесь продажами, рекламой, продвижением – вы не несёте ответственность за новый продукт. Отмечаете, что часть бюджета придётся «слить на тесты», что продукт новый и обратной связи нет.

2) Если вы занимаетесь сайтами, приложениями и т.д. – не делайте сразу «монолит». Делайте MVP и тестируйте. Отговаривайте клиента от больших трат. Используйте конструкторы, готовые решения, шаблоны.

Заказчик вам не доверяет

-7

Ну здесь я думаю всё понятно. На своём примере (в сфере разработки сайтов), если Заказчик не доверяет мне и команде, я либо нацениваю сверху за этот геморрой, либо просто отказываюсь. Для нас в работе это сказывается напрямую – всё делается намного дольше, некоторые доступы нам не дают, осложняется отладка. В рекламе иногда вообще нельзя дать результат без доверия клиента. В большей части сфер фриланса, это либо усложнит вам жизнь, либо сделает невозможным исполнение заказа. Не рекомендую вам работать с теми Заказчиками, что с порога вам не доверяют (всё это справедливо, если у вас есть отзывы, и какое-то присутствие в сети, либо на конкретной бирже).

Вместо вывода

Это далеко не конечный свод правил, и он всё время пополняется новыми правилами, что весьма печально. Найти нового Заказчика можно всегда. Вернуть утраченные нервы, силы и время – нельзя. Цените свой труд, требуйте нормальную оплату, берегите моральные силы и не работайте с м*даками.

В комментариях, отпишите свои «звоночки неадекватного клиента». Будет интересно послушать 😊