Планирование путешествия в Питер и на Чёрное море вынудило меня провести небольшой анализ существующего рынка услуг под названием «платные дороги», чтобы выяснить возможность сэкономить деньги и время.
Появление телеги, саней и других транспортных средств, позволявших вести торговлю и перевозить грузы, привели к увеличению транспортных потоков, что в свою очередь вызвало желание взять с проезжающих денег, не всегда, кстати, обеспечив хорошее качество дорог.
Появились всевозможные заставы, берущие дань с бедных путников. Поскольку содержание этих застав обходилось недешево, и это без учета воровства, то появилось и желание сократить расходную составляющую, а может даже и заработать.
В наше время стали использовать несколько способов взимания мзды за проезд по платным дорогам.
Первый способ - оплата повременная.
Оплачивается период времени, в течение которого ты можешь передвигаться по платным дорогам.
В некоторых странах (таких как Чехия, Словения) используются виньетки - небольшие наклейки, которые покупаются на две недели, месяц, полгода, год. Наклеиваются на лобовое стекло и позволяют ездить по платным дорогам.
В Венгрии оплачиваешь виньетку и автомобиль заносят в электронную базу, ничего клеить не надо.
Данный способ позволяет отказаться от пунктов оплаты на участках въезда и выезда, сократить расходы на содержание дороги, уменьшить дорожные заторы. Контроль осуществляется где-то камерами, где-то сталкивались с ручным трудом - стоят специальные службы и в бинокль рассматривают: есть актуальная наклейка или нет. Штрафы за отсутствие наклейки, в большинстве случаев, "кусаются".
Второй способ - оплата за километры.
Подъезжая к платному участку, попадаешь на пункт оплаты и расстаешься либо с наличными, либо с деньгами на карте, либо получаешь билет и оплату производишь на выезде.
У нас практически везде в будках сидят дяденьки и тетеньки и принимают денюжку. В некоторых странах процесс автоматизирован и доверен автоматам.
Во Франции, к примеру, сталкивались с прикольным монетоприемником: подъезжая к шлагбауму обнаружили большую металлическую воронку, в которую надо было бросать монеты за проезд. Уж точно не промахнешься и не надо близко подъезжать к автомату.
Также через пункт взимания платы (ПВП) возможно проехать с помощью транспондера, не останавливаясь для оплаты, и заплатить меньше денег.
Про это устройство рассказываю в этой статье: "Транспондер-нужен ли для путешествий по платным дорогам и когда окупится"
Платные дороги появились у нас в стране, я имею в виду постсоветскую Россию, относительно недавно. С удивлением узнал, что построенный и сданный в эксплуатацию в 1993 году мост через р.Дон, что между Воронежом и Семилуками, был платным с 1994 по 2002г.
Массово трассы стали платными года где-то с 2009-2012. Это запуск платных участков на трассе М4 ДОН, в Московской области, в Псковской области и часть Западного Скоростного Диаметра в Санкт-Петербурге.
Нынешние платные дороги это:
- «Северный Обход Одинцово». От МКАД до 34-го км. Трассы М1 «Беларусь», протяженность дороги 19 км.
- Участок дороги МКАД – Шереметьево – Клин (с 15 по 58 км дороги Москва – Санкт-Петербург). Протяженность участка 43 км.
- В Питере -Западный Скоростной Диаметр (ЗСД). Длина эксплуатируемого участка 46.6 км, на искусственных сооружениях - 26,6 км.
На мой взгляд это самая продвинутая - почти 27 км двигаешься по мостам над землей.
- Участок дороги М3 «Украина» протяженностью 70 км.
- Платные участки дороги М4 «Дон» - насчитал 859 км.
- Особняком стоят платные дороги в Псковской области, их протяженность составляет 226 км.
- ЦКАД - строится, уже открыт участок от Ленинградки до Горьковского шоссе. Обещают полностью замкнуть кольцо.
- Платные участки дороги М11 «Нева» от 58 км до 684 км.
Мне очень нравиться М11 «Нева», особенно хорошо ночью, освещение почти на всей протяженности, едешь и едешь. Две полосы, постепенно все участники движения выбирают комфортную скорость и двигаются почти не мешая друг другу.
Стоимость проезда - будний день, легковой автомобиль.
«Северный Обход Одинцово» - 28,1 руб/км.
МКАД – Шереметьево – Клин-15,12 руб/км.
Западный Скоростной Диаметр (ЗСД) -21,45 руб/км.
М11 «Нева» - 3,14 руб/км.
М4 «Дон» - 2,05 руб/км.
Из плюсов: хорошее качество покрытия, освещение, безопасность движения, высокая скорость.
Из минусов: на некоторых дорогах просто запредельная стоимость проезда.
А как вы относитесь к платным дорогам?
Спасибо, что дочитали.
Буду рад вашим комментариям. Подписывайтесь на наш канал.
Изменения которые произойдут в августе 2021 год: "Что с транспондером, что без него. "Автодор" изменил правила. Как получить скидку?"