ЕЩЕ ОДИН ВЗГЛЯД НА ИМАМА АЛЬ-ГАЗАЛИ رحمه الله.
Количество хадисов в книге «Ихъяу улюми-ддин» имама аль-Газали, по подсчету издателя этой книги (мухаккика), ученного Анаса аш-Шарфави - 5600 хадисов. А число хадисов, которых критики и оппоненты имама аль-Газали назвали ложными - 271 хадисов. Это по мнению оппонентов (часто корыстных), которого вполне можно оспорить в немалых позициях. Но мы сейчас ведем грубый, критичный подсчет. Итак, по данному подсчету, получается, что раскритикованных хадисов во всей книге «Ихъя» - 4.8 %.... А теперь задумайтесь, о справедливые люди! Разве правильно так раздувать эти 5 процентов и порицать такого величайшего ученого ислама? Эти раздуватели, хоть раз говорили о других 95% хадисов, которых даже они со своей корыстью не могут раскритиковать? А о заслугах аль-Газали в других науках?! Вопросы риторические!
Данное сообщение конечно же не касается чистосердечных хафизов, ученых, как ас-Субки, Ираки, Ибнухаджар, Забиди и другие. Это были величайшие ученые, которые чистосердечно служили этой книге и этому автору. Для примера можно прочитать предисловие книги «Тахриж аль-кабир» хафиза Ираки. В ней он четко и ясно подчеркивает статус имама аль-Газали, отмечая то, что его высокий уровень в многочисленных науках ислама компенсирует ту малую часть критики, которому его подвергли из-за некоторых хадисов.
Если говорить коротко о том, что подразумевает Ираки, говоря про уровень аль-Газали в разных науках, то мы ограничимся на самых важных из них. В отрасли вероучения и опровержения еретиков имам аль-Газали бесподобен. Для того, кто хочет в этом убедиться, пусть глянет в раздел вероучения в «Ихъя» или же книгу «Аль-иктисад», не говоря уже о подводящих книгах данного направления. А если говорить о них, то пусть прочтут, (если конечно смогут), его книги «Кистас аль-мустаким», «Михак ан-назар», «Мияр аль-ильм» и другие. Если говорить про науку Усуль, то его книга «Альмустасфа», (кстати, написанная после «Ихъя»), считается фундаментом этой науки. А весь шафиийский фикх вытекает из его книг «Басит», «Васит», «Ваджиз» и «Хуласа».
Теперь сравни все это с той завистливой желчью, которую льют те бедняги, чьи книжечки, если таковые хоть есть, не стали и никогда не станут даже на малость популярны среди мусульман, как величайшие труды имама аль-Газали.
Следует упомянуть и то, что мы не делаем имама аль-Газали безошибочным пророком, но раздувать эти 5%, и то в одной отрасли исламской науки до вселенских масштабов, а потом «рубить бабло», продавая книги этого самого аль-Газали с приписанной к ней своей псевдокритикой... это как минимум нечестно.
[I.A.H].