Найти тему
Фиолетовые миры

За что любят "Ведьмака"? Разбираем недоработки сюжета

Оглавление

Сериал 2019 года по одноименной книге захватил интерес многих зрителей, и мы, любители фантастики, конечно, тоже с ним ознакомились. Книг мы не читали, поэтому это могло отразиться на оценке произведения - она скорее ниже среднего, чем высокая.

Сегодня, как обычно, мы хотим разобраться в деталях, почему история "Ведьмака" стала такой успешной – благодаря сюжету или вопреки ему? И тогда можно будет сделать выводы, какую вообще роль играет сюжет в успехе истории, или создатели могут позволить себе ряд ошибок и схалявить по этой части.

Заметка: если вы заметите, что мы как-то не так поняли происходящее в сериале или смотрели невнимательно, зачтите это как косяк сценаристов, а не наш, потому что, все-таки, сериал снимали для всех, а не только для фанатов, и предполагается, что его смысл должен считываться и мимопроходящими людьми.
Кадр из сериала "Ведьмак" 2019
Кадр из сериала "Ведьмак" 2019

Все ли этапы сюжета присутствуют?

Вероятно, да: в сериале 3 линии повествования, посвященные Геральду, Йеннифер и Цирилле. По отдельности в каждой линии есть классическое начало с рассказом о привычном мире персонажа, завязка, развитие, кульминация и развязка.

Но загвоздка в том, что все эти линии происходят в разных временах. Линия Йеннифер рассказывает о событиях, которые происходили за 20 лет до Геральда и Цириллы. Четвертая серия, где Геральд получает "право на неожиданность" и под его ответственность переходит еще не рожденная Цирилла - это тоже события, происходящие за 12 лет до предыдущих.

Все это, честно говоря, мы узнали уже после просмотра сериала из краткого содержания сюжета. Возможно, дело в нашей природной невнимательности (привыкли больше внимания уделять невербальным вещам в фильмах, чем фактам), или в том, что сериал снимался для ярых фанатов, уже частично знакомых с сюжетом. Для простых же людей, пришедших со стороны, нас погружают в мир без должных пояснений: на экране не было никаких надписей о том, в каком году происходит каждая линия, а если и были, то создатели не сделали на этом акцента. Предполагается, что мы должны сходу запомнить всех персонажей по именам, кто кем кому приходится, и на лету устанавливать необходимые связи, чтобы понять, что происходит.

Наверняка, мы не единственные, кто не смог вот так сходу словить, когда и кто что делал в этой истории. Признаем, что путаница имеет место быть.

Проработанность главного героя и других персонажей.

Да, герой с виду классный, на него хочется быть похожим. Но в идеальном сюжете история должна менять героя и изменить его до неузнаваемости к концу повествования. В "Ведьмаке" нет ощущения, что эта динамика присутствует. Такое ощущение, что мы наблюдаем типичные будни главного героя, где ему особо не приходится выходить из зоны комфорта. Его цели размыты – кажется, он просто пытается заработать деньжат. Кто-то сказал бы, что цель Геральда – в конечном счете взять Цири под свою опеку (обозначим это как главный квест). Но Геральд во всех сериях по большей части слоняется по второстепенным квестам, не имеющим отношения к главному, и только в предпоследней серии он вдруг спохватывается, видя войска нильфгаардцев на подступе к Цинтре, и только тогда вспоминает про свой "долг" позаботиться о Цири.

В пятой серии мы вообще узнаем от Геральда, когда он загадывает желание джину, что мечтает о покое. Что ему мешает прекратить свою работу убийцы монстров - вопрос (если этому мешают какие-то условия его природы, как ведьмака, то их не озвучили в сериале), поэтому в этом месте сериала казалось странным, что Геральд по непонятным мотивам работает на нелюбимой работе, хотя рад был бы остановится, и все. И в том свете он выглядит еще большей жертвой обстоятельств, что вообще не соответствует идеальному представлению о сюжете. В хорошем сюжете герой двигает историю, а не она его.

-2
Кадры из сериала "Ведьмак" 2019
Кадры из сериала "Ведьмак" 2019

Что касается других персонажей, то их линии тоже не отличаются яркой динамикой, и судьба их куда-то бросает, а они изредко говорят слово "против". Йеннифер ищет свое место в жизни: вначале хотела стать чародейкой и выпендриться перед родными, потом она уже жалеет, что обменяла способность рожать на красоту. Если она действительно жалеет, то почему в каждом кадре она одета по высшему разряду, словно она упивается своей привлекательностью? Такой ход мешает воспринимать ее актуальные желания и тоже создает путаницу.

Антагонист (Главный злодей)

Отсутствует в классическом представлении. Да, в каждой серии есть некий монстр или злой персонаж, с которым ведьмаку нужно свести счеты, но нет единой силы, которая на протяжении всей истории противостоит целям ведьмака, как это есть, например, во "Властелине колец" (Саурон), в "Звездных войнах" (Дарт Вейдер), в "Гарри Поттере" (Волан де Морт).

Кадр из сериала "Ведьмак" 2019
Кадр из сериала "Ведьмак" 2019

Идея, поднятая тема, посыл.

Нам он остался неясен. Вроде бы автор что-то хотел сказать на тему предназначения и судьбы, но что именно? Слишком много внимания уделяется боевым сценам, и сценам бытовой жизни персонажей на Континенте, и, видимо, создатели не нашли места для важных сцен, которые бы максимально ясно раскрыли поднятую тему.

Знакомый фанат Вселенной объяснил нам, что, оказывается, Геральд в течение всей истории "бегал от ответственности": ему нужно было взять Цири под свою опеку сразу же. И, поскольку он этого не делал, мы наблюдаем, сколько бед приносит его избегание этой ответственности. Даже если это так, эта мысль никоим образом не считывается. В сериале нет ни одного диалога, в котором мы бы поняли, как Геральд вообще относится к этой ситуации с Цири: хочет ли он ее забирать, или не хочет, и если не хочет, то почему.

Лично мы увидели только довольно плоский зачаток идеи с предназначением: якобы, автор пытается нас научить, что от судьбы не уйдешь. Например, в шестой серии Йеннифер говорит ведьмаку, как была уверена, что их сталкивает судьба, либо чувства, либо предназначение. А оказалось, что это просто желание ведьмака, которое он загадал джинну "Всегда быть вместе". Здесь даже не рассматривается варианта, что два человека могут встретиться, потмоу что взаимно этого захотели сами, и никакая сила их на это не толкнула. Похоже, во Вселенной ведьмака просто нет такого понятия, как действие под силой собственной мотивации.

Но, в таком случае, это была бы довольно кислая мораль, потому что мы в своей жизни придерживаемся противоположного мировоззрения: человек сам строит свою судьбу. Только при таком раскладе можно сказать, что человек будет хозяином своей жизни, а не жертвой обстоятельств. Геральд же в этом свете выглядит именно как "поплавок", который волны бросают в разные стороны сюжета, и он практически не влияет на происходящее. Обстоятельства затягивают его в какие-то приключения, и он браво выкарабкивается из них с гордо поднятой головой. Призывал ли автор книг нас к пассивной позиции в жизни? Неизвестно. И, если все-таки да, то вдвойне непонятно, как история с такой болезненной моралью могла снискать успех.

Кадр из сериала "Ведьмак" 2019
Кадр из сериала "Ведьмак" 2019

Выводы

Мы можем сделать вывод что сюжет "Ведьмака" нарушает гармоничные принципы построения сюжета почти по всем пунктам. Ввиду этого остается загадкой, почему эта история все-таки заинтересовала мир.

Кадр из сериала "Ведьмак" 2019
Кадр из сериала "Ведьмак" 2019

Теории о причинах успеха.

  • Проработанная Вселенная. Фантастику обычно любят за продуманные миры. И Вселенная Геральда - не исключение. Возможно, все эти приключения не имеют никакого глубокого смысла, но людям хочется посмотреть на несуществующие страны, обычаи, ритуалы и на магию. История становится поводом уйти от реальности как бы в сон, который претендует на какой-то смысл, но это вовсе не обязательно. Для типичного зрителя достаточно, что этот сон просто увлекает тебя и завораживает.
  • Брутальный главный герой. Опять же, порой, зрителю может быть без разницы, что происходит и для чего, лишь бы в кадре был какой-то мускулистый мужик, который эффектно мочит монстров, и иногда спит с красотками. Смотреть на такое приятно, и это зрелище скрашивает глобальные несуразности сюжета.
  • Отсутствие конкурентов в жанре. Не так уж много фильмов или сериалов выходит в подобном ключе. Когда книги Вселенной "Ведьмака" обрели популярность, на рынке не было ничего подобного, поэтому он выстрелил. А выстрелил он, вероятно, по причине двух вышеназванных факторов: видимо, не было подобных фантастических историй, которые бы также подробно описывали бы сказочный мир; и не в каждой фантастике был главный герой, на которого хочется быть похожим.

_____________________________________________________________

*Делитесь этой статьей с теми, кому нравятся подобные фильмы; пишите, нравится ли вам эта история? Помогла ли статья лучше понять структуру сюжета? Согласны ли вы, что этот сериал имеет недоработки?

И подписываетесь. На этом канале будут выходить другие подборки фильмов в жанре мистика, фантастика, комедия, драма, рецензии, обзоры книг, а также наши собственные истории подобного формата.

Наши рассказы вы можете найти здесь.