Эти простые приемы работают как в оффлайн, так и в онлайн занятиях с маленькими детьми, когда нужно переключиться с одного вида деятельности на другой или убедиться, что все услышали вопрос или увидели картинку. Attention grabbers помогают без дополнительных усилий привлечь внимание детей и повысить сосредоточенность.
- В небольшой группе можно назвать всех поочередно по именам, ребенок услышит своё имя и откликнется, также и сделают все остальные. (Name) rolled a lollipop. We’ve been talking. Now let’s stop.
“Леденец” хорошо работает на дошкольниках, помогая им успокоиться, а учителю не повышать голоса.
2. Hockus-pockus, everybody focus! На последних словах “everybody focus!” сделайте пальцами “бинокль” и приложите к глазам. Хороший сигнал сосредоточится и собрать внимание.
При определенных действиях, таких как “бинокль” мозг посылает сигнал “это важно” и направляет фокус внимания, что способствует запоминанию и эффективной работе.
3. Еще одна простая рифма для передачи сигнала мозгу, что нужно собрать внимание.
Повторение действия несколько раз в одном и том же ритме настраивает мозг на “медитативное”, если это слово применимо к малышам, состояние из которого потом направляется прицельное внимание на последующее действие или активность (вопрос учителя, новое задание, инструкцию). Give me a clap-clap-clap, give me a snap-snap-snap, now fold your hands and put them down into your lap.
4. Для детей 7-8 лет можно попробовать длинную связку: eyes are watching, ears are listening, feet are very quiet, you should really try it. Lips are closed, hands are still.
Нейропсихологи советуют применять не все сразу, а одну из техник в течение месяца, а затем поменять ее на другую, и тоже выполнять в течение месяца, затем следующую. Это называется “индикатор активности”: в мозг поступает сигнал и он фокусирует внимание. Процесс “индикатор активности” - запускает настройку внимания.
Второй важный элемент - это жесты. Используйте жесты руками и мимику, которые помогают запускать процесс внимания.
При смене места в классе, например, если дети сидели за столом, а теперь им предлагается сесть в кружок на пол, можно спеть или речитативом проговорить простую рифмованную просьбу:
Everybody have a sit - have a sit-have a sit,
Everybody have a sit on the floor.
Not on the ceiling, not on the door,
Everybody have a sit on the floor.
Для остановки активности и как сигнал переключения можно применять простой “call back”.
Hands on top. Everybody stop.
И дотронуться пальцами рук до макушки своей головы.
Другой сигнал - игровой. Он подходит для детей от 5-6 лет и старше, поскольку младшие дети еще не имеют такого уровня самоконтроля и саморегуляции, чтобы сразу остановить деятельность по сигналу. Учитель говорит “macaroni and cheese” и дети отвечают “everybody freeze” и замирают. К моменту, когда они уже помнят, что он них ожидает учитель, они начинают импровизировать и принимать разные смешные позы, это также помогает им разрядиться и переключить внимание.
В американских школах популярны подобные чанты, в которых есть реплики и учителя и детей:
Учитель: 1, 2, 3 - eyes on me дети: 1, 2 - eyes on you!
Учитель: zip it, lock it. дети: put it in your pocket!
Учитель поднимает руки вверх и говорит “waterfall fingers” - дети имитируют падение воды и произносят “sh-sh-sh”
Учитель говорит “Alligator, alligator” - дети имитируют пасть вытянутыми руками и схлопывают “chomp-chomp”.
Не забывайте вставлять рифмованные присказки, они вносят нотку иронии и веселья, добавляют разнообразия в речевые паттерны и развивают “чувство языка”.
Напомню некоторые: Easy-peasy, lemon squeezy. See you later, alligator - in a while crocodile. Bye-bye, butterfly. Take care, Polar Bear. See you soon, little racoon. Out the door, dinosaur. Gotta go, buffalo. Give a hug, ladybug.
И для приветствия и прощания:
Bread and butter,
Marmalade and jam.
Let’s say hello или Let’s say bye-bye
As quiet as you can.
вариации As loud as you can, As slow as you can; As fast as you can.
Мила Науменко
Веселые стихи и рифмы вы найдете в моем блоге на сайте и в Инстаграме.