Найти тему
Казусы образования

Отменят ли в школах второй иностранный язык?

Второй иностранный язык в 5-9-х классах ввели не так давно, всего пару лет назад. До этого его изучали лишь в лицеях, гимназиях и прочих "школах с углубленным изучением предметов". Но действующие нормы ФГОС отнесли второй иностранный к обязательной части школьной программы.

Казалось бы, начинание хорошее: вместо одного иностранного языка к концу 9 класса дети теперь знают целых два. Однако глагол "знают", как уже показала практика, оказался совсем неподходящим. В лучшем случае дети пытаются читать со словарем элементарные тексты, поэтому словосочетание "знакомятся с языком" будет все-таки более приближенным к действительности.

Объем часов второго иностранного языка и распределение его по годам отдали на усмотрение школы. Обычно это 1, максимум 2 раза в неделю. Все понимают, что за такое время язык выучить нереально, но высидеть его надо, поскольку в аттестате согласно требованиям предусмотрена отметка.

Конечно, есть случаи, когда харизматичный учитель настолько заинтересовывает детей изучением второго иностранного языка, что они бросаются его учить на углубленном уровне, но в большинстве случаев бывает совсем не так - дети отбывают повинность и тратят драгоценные часы учебы на ненужный им предмет.

К тому же школы ощущают сейчас острую нехватку учителей иностранных языков. Даже с изучением первого иностранного все очень грустно. Именно по этому предмету в школах наблюдается самая большая текучка: педагоги предпочитают уходить в репетиторы, там и заработать можно больше, и нервов затратить меньше. А про второй иностранный и говорить нечего: директора затыкают дыры хоть кем, берут студентов, вешают нагрузку на учителей непрофильных предметов и т.д.

В связи с этим родители начали писать петиции за отмену обязательного второго иностранного языка в школах. Они считают, что часы, потраченные на изучение второго иностранного - это профанация. Их лучше отдать на первый иностранный или, например, физкультуру - толку будет намного больше.

"Когда у школы нет никаких возможностей дать этот предмет на качественном уровне, откуда у детей возьмется желание учиться? Все это только добавляет стресса и неэффективной нагрузки детям, школе, родителям", - говорят родители.

Логичнее всего было бы вернуть систему бесплатных кружков, факультативных занятий для желающих. Иначе это выглядит как очередная формальная история с освоением бюджетных средств.