Каждый из нас ощущает влияние денег не только в индивидуальном порядке, но и в окружающей его жизни в самом её широком аспекте.
Есть ли такое время, когда человек не думает о деньгах? О них написано немало книг, созданы разные теории. Деньги — это человеческое изобретение и, пожалуй, единственное, которое, стало ему неподконтрольным.
Все (или почти все) страны имеют государственный долг — то есть, должны деньги. Масса различных внутригосударственных субъектов, вплоть до граждан, тоже должны деньги. Экономический мировой кризис упирается в деньги.
Это значит, что о деньгах мы знаем не всё. Но деньги — это изобретение человека, а значит подвластны ему, как и любое другое изобретение. Всё что связано с денежным обращением можно представить в виде математической модели, и на её основе увидеть и принять правильные решения. Однако, этим не занимаются ни на мировом (международном), ни на государственных уровнях. Об этом мы поговорим позднее.
А сейчас посмотрим на современные определения.
Определения и функции денег
Де́ньги — всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться. По своей форме деньги могут быть особым товаром, ценной бумагой, знаком стоимости, различными благами или ценностями, записями по счетам.
Деньги — это универсальный эквивалент стоимости всех товаров, средство оплаты товаров и услуг и средство сохранения стоимости.
…деньги — это то, что они делают. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги. Деньги — это универсальный товар, обмениваемый на любые продаваемые товары и услуги и пригодный для расчетов и платежей.
Своё несогласие со всеми выражают Д.Г. Егоров, доктор философских наук, А.В. Егорова, кандидат экономических наук:
Деньги — легитимный знак меры стоимости.
В своей работе, для сравнения, они приводят множество разных определений денег. Рекомендую посмотреть — это очень интересно.
Современные учебники и наука в денежном вопросе продолжают опираться на Маркса и исходят из его определения:
Товар, который функционирует в качестве меры стоимости, а поэтому также, непосредственно или через своих заместителей, и в качестве средства обращения, есть деньги.
Маркс определил основные и прочие функции денег:
мера стоимости;
средство обращения;
средство платежа;
средство накопления;
мировые деньги;
средство формирования сокровищ (относится к прочим функциям).
В основании «Капитала» Маркса лежит несуществующее понятие — стоимость
По мере переосмысления экономической теории, у некоторой части ученых и исследователей появились вопросы к теории Маркса. Так кандидат технических наук Выставкин А.Л. в своей работе «Определение функций денег в «Капитале» Карла Маркса» делает вывод:
…понятия «стоимость» Маркс не определил, а значит введение его в текст «Капитала» неправомерно. Понятие «стоимость» является искусственно придуманным и не имеющим отличий от общеупотребительного бытового понятия «ценность», то есть не более, чем его литературным синонимом.
…
Таким образом, в основании всего построения «Капитала» Карла Маркса лежит несуществующее понятие (стоимость) и имитация попытки показать способ его измерения.
Далее к.т.н. Выставкин А.Л. исследует функции денег, выведенных Марксом и приходит к следующим выводам.
…первая из пяти функций денег, названных Марксом — мера стоимостей — не состоятельна. Такой функции у денег нет. Но и как мера цен FIATные деньги дают «постоянные сбои в работе».
Неожиданный и интересный вывод делает Выставкин А.Л о функции денег — средство образования сокровищ:
функция образования сокровищ у денег есть, но поскольку и во время написания «Капитала», и теперь деньги были FIATными, то сокровища образовывали и образовывают теперь действия групп людей, осуществляющих силовые в конце концов действия по собственноручному изготовлению денег и принуждению других пользоваться именно изготовленными ими деньгами и платить за их использование. Силовые действия могут маскироваться более или менее изощрёнными процедурами или заменяться угрозами. Золото в слитках также является собственностью этих групп, как и многие прочие объекты собственности.
Функции денег, явно неоглашённые Марксом
Помимо функций денег, обнародованных Марксом Выставкин А.Л. находит в «Капитале» ещё три, не оглашённые явно. Он пишет:
1. «В описании функции «средство платежа» Маркс делает такую оговорку: «В рассмотренной нами непосредственной форме товарного обращения одна и та же величина стоимости всегда имелась вдвойне: в виде товара на одном полюсе, в виде денег на противоположном полюсе».
Это удвоение и есть первая из указанных, но не оглашённых явно, функций денег в сословно разделённом обществе, о которой мечтали господа денежного обращения и их идеолог Маркс. Наличие «на противоположном полюсе» процесса покупки денег, которые можно изготавливать из ничего, но за них можно приобрести всё – это есть цель денежного господства, из которой вытекает функция денег с точки зрения господ денежного обращения».
2. Вторая указанная Марксом, но не оглашённая явно функция денег – функция опосредования и материального подтверждения договорных обязательств.
Однако, из текста Маркса неопровержимо следует, что одна из «сторон договорного процесса» между трудом и капиталом находится в рабской зависимости от капитала, выражаясь современным юридическим языком, недееспособно.
Таким образом, функция опосредования и материального подтверждения договорных обязательств при капитализме подразумевает заключение преднамеренно неравного договора, когда:
- одна из сторон договора предлагает на продажу свою рабочую силу, под действием насилия «рынка», целенаправленно созданного для производства этого насилия;
- одна из сторон договора предлагает целенаправленно созданному для производства экономического насилия рынку товар, обременённый заведомо большими рентами.
3. Третья функция денег, указанная Марксом, но не оглашённая явно и не включенная в его общий список, это передача общественной силы частному лицу. Здесь Маркс говорит о возможности отъёма производительных сил общества в пользу частого лица посредством денег.
Выздоровление от марксизма
Надо понимать, что теория К. Маркса была навязана миру и России, как вероучение, имеющее провокационно-имитационный характер. Из марксизма невозможно извлечь каких-либо реальных знаний. Теория Маркса метрологически несостоятельна и неприменима на практике.
Исторически человечество существовало в толпо-"элитарном" обществе, которое в наше время достигло своих пределов. Начался процесс перестроения этого общества. Вариантов здесь не много. Характерен диалог на давосском форуме Путина и Шваба. Оба имеют противоположное видение будущего человечества. За Швабом обнуление и тормоза толпо-"элитаризма", за Путиным и Россией иное справедливое развитие, ведущее человечество в светлое будущее.
Марксизм в светлое будущее человечество не ведёт. Цель марксизма — стравливание людей (предварительно обозвав их классами и, тем самым, разделив), якобы с целью построения социализма-коммунизма, а на самом деле, с целью дискредитации коммунизма, ограничения научно-технического прогресса, снижения потребления. А самое главное, с целью скрыть истинные механизмы угнетения и тех, и других и сохранить толпо-"элитаризм".
Замечательная современная работа Выставкина А.Л. (а таких работ становится всё больше) говорит о том, что человечество начинает выздоравливать от навязываемых ему ложных идей.