Персеполь.
Эта история очень драматичная.
Дворец царя Дария должен был поражать своим величием и восхвалять царя царей. Мир того времени был жесток. И, возможно, Александр Македонский не сильно удивился, обнаружив на подходе к Персеполю целую толпу изуродованных и изувеченных мастеров искусства. Скульпторов, резчиков, художников. Это были создатели дворца. Дворца, посвященного могуществу Дария. Чтобы не было шанса убежать, мастеров уродовали. Отрезали часть тела, которая не нужна была при работе. Вот за такую "зарплату" трудились пленники, бывшие у себя на родине творцами. Здесь же, в плену у тирана, они стали механическими исполнителями одного и того же сюжета: величие царя-поработителя.
Ападана – квадратный зал, настолько громадный, что во время торжественных аудиенций в нем размещалось десять тысяч человек. Кровля зала, находившаяся на недосягаемой высоте семиэтажного дома, поддерживалась семьюдесятью двумя колоннами. Колонны персепольского дворца были изобретением ахеменидских архитекторов – Египет или Эллада подобных им не знают. Это прямые каменные столбы, вырастающие из высоких мягко скругленных баз и заканчивающиеся в высоте импостами – капителями в виде львиных или бычьих фигур, соединенных спинами. Колонны не отступали к сторонам, как принято, чтобы открыть перспективу пространственного объема. Они стояли равномерно по всему залу, подобно лесу, отчего терялась перспектива и получался застывший, окаменевший лес, который придавал дополнительную статичность дворцу, где время должно было послушно остановиться у ног владыки мира.
Неудивительно, что археологи не могут до сих пор найти ответа на, казалось бы, элементарный вопрос: а где же в этом зале место царского трона? Зал одинаков со всех сторон, он сам по себе мир без конца и начала, трон мог стоять везде и нигде. Высказывались даже предположения, что залы Персеполя – сокровищницы, как бы музеи награбленного и свезенного со всего мира добра.
Вот так описывает зал приемов - ападану - Игорь Можейко.
Персеполь был призван демонстрировать мощь и богатство персидской империи. Предлагаю взглянуть на останки столицы персов.
Велико было мастерство древних резчиков. Канули в лету империи, Персеполь был сожжен, а тем не менее творение рук мастеров, работавших в нечеловеческих условиях, дожило до наших дней.