Свобода быть честным, когда ты ходишь на собеседования, одно из самых приятных ощущений. Конечно, сам факт того, что ты оказался без работы, не очень-то и приятен, ибо сопряжён с кучей нервотрёпок и размышлений «обожевсёпропалокаккормитьсемью». Но поиски работы, составление резюме, посещение собеседований, демонстрация своих профессиональных навыков – отличная психотерапия. Когда ещё выпадет такая возможность, напомнить самому себе, какой ты прекрасный человек, как чудесно ты владеешь своей специальностью, насколько ты стрессоустойчив и коммуникабелен.
Я не очень люблю менять сферу деятельности, потому что привыкаю к коллективу, люблю стандартные алгоритмы, вживаюсь в темп и график работы. Да и то, что я изначально устраиваюсь на работу, которая меня удовлетворяет материально, тоже не способствует поиску лучшего места под солнцем. Так было раньше, сейчас (к счастью) всё изменилось и теперь я сам себе хозяин.
Но это сейчас. А раньше, потеряв работу я освежал резюме, добавлял в него новые умения и навыки, закидывал удочку и ждал поклёвки. И когда начинались собеседования с удовольствием оные посещал. О, ярмарка тщеславия во всей красе, была чудесной наградой за то, что я покинул уютный дом и приехал в ту или иную контору. Специалисты по подбору персонала всех мастей и уровней допуска к телу в главном кабинете демонстрировали мне вершины человеческой исключительности. Сами обитатели оных кабинетов часто тоже не разочаровывали меня, распуская свои прекрасные хвосты из важности, заслуг, достижений, прихотей, особенностей личности и прочего набора. Снисходительно поглядывая на меня, как на соискателя их одобрения, они были во всей своей неприглядной наготе, за очень редкими исключениями. За очень редкими.
Однажды, одна из возможных работодателей молвила:
- Представьте, что на моей голове стоит чашечка кофе, и вы должны меня везти так, чтобы ни капли кофе из неё не пролилось!
Ого, подумал я, и заглушил машину, в которой сидел за рулём, чтобы продемонстрировать даме, хорошо ли я управляю автомобилем для особо важных персон. Потом я повернулся к даме и протянул ей ключ от авто, попрощался и вышел на свежий воздух.
- Что вы себе позволяете, - кричала дама мне во след, - Да я мужу своему скажу, он вам покажет.
Уж и не знаю, что там мне мог показать её супруг, но никто ничего мне не показал, а я продолжил искать работу, каковую в итоге и нашёл.
Да-да, я работал водителем в ту пору. Водителем для особ из высшего общества. Но в момент поиска работы я был свободнее ветра, что позволяло мне уходить от таких вот работодателей, чьи представления о собственной важности превышали всякие пределы разумного. А когда-то я работал вышибалой, и вовсе этого не стесняюсь. И охранником работал, и с умилением смотрел, как люди с академическим образованием садились на пятую точку от удивления, когда между нами завязывались разговоры. И в органах я тоже работал и приобрёл там бесценный опыт наблюдения за людьми, что сейчас бывает мне очень полезным.
Люди часто переоценивают своё место в пищевой цепочке, но это всё от того, что они мало читают книг. Умный человек не делает разницы между работягой и профессором, потому что не профессия определяет хорош человек или нет. Я знал слесаря с которым мы говорили о литературе, искусстве японского театра и спорили до хрипоты, но не переходя на личности, какая из стадий цветения сакуры самая красивая и мощная. Но и профессоров я знал, которые шли на любые подлости, только бы занять вожделенное кресло в деканате, не стану называть учебное заведение.
Милиционеры (не поворачивается у меня язык их полицейскими называть), читающие русских классиков, бизнесмены, понимающие разницу между модерном и постмодерном, актёры, бухающие до непотребства, а потом декламирующие монологи так, что зал рыдает. Все мы разные, и это прекрасно.
Все мы имеем право на свободу, посвятить часть своей жизни работе на кого угодно, даже и на себя любимых. Проще надо быть, вот и всё. Простота стала вдруг ругаемым и презираемым недостатком, а ведь только она и есть настоящее достоинство.
Я уже не хожу по собеседованиям, но часто наблюдаю, как общаются между собой люди, стоящие на разных ступенях лестницы социального успеха, что тоже очень условный показатель. Мой самый любимый пример, уровень крестьянина и менеджера. Один ездит на красивой машине, носит дорогую одежду, отдыхает за рубежом, посещает модные клубы и мнит себя важным элементом цивилизации, а второй выращивает хлеб. И как быстро деградирует один, если второму придёт в голову перестать кормить первого? Сказка «Как один мужик двух генералов прокормил» Михаила Салтыкова-Щедрина и сейчас актуальна как никогда прежде. Жаль, что мало кто это понимает.