"Северный ветер" уникальный авторский фильм.
"А бывают не авторские?", спросите вы. Да. Большинство современных фильмов и сериалов не авторские, а продюсерские. То есть созданные как заказанный контент для определенной аудитории, по определенному шаблону. Вы видели много такого контента на ТВ, в кинотеатрах и на сетевых платформах. Конечно, у каждого фильма есть сценаристы, режиссеры, операторы. Но в продюсерском кино они отрабатывают заказ. В таких фильмах часто чувствуется отсутсвие идеи, авторского высказывания и стиля, хотя смотреть их может быть приятно и легко.
Так вот. "Северный ветер" Ренаты Литвиновой совсем не такой. Сценарий она писала сама, взяв за основу свою же пьесу, которую до этого уже ставила в МХТ им. Чехова.
У фильма странная, нешаблонная, яркая авторская форма. Семейная сага, рассказанная в высокохудожественном арт-хаусе.
В большом старом доме Новый год повторяется и повторяется, изменяясь в детялях, но длясь в вечном 13-ом часе - мистической тайне рода Северных полей. Время прорастает свозь этот дом. Здесь смешиваются дворянское гнездо, дом на набережной, заснеженный вишневый сад, школа злословия на московских кухнях и фентезийный постапок.
Очень красиво. Балет красивых кадров, костюмов, причесок, декораций, поз. Не могут герои без этой красоты, этой искусственности. И не могут не разрушать ее. И вообще всегда чего-то не могут.
Звук в фильме слишком четкий, ровный для всех реплик. Он словно бы существует отдельно от кадра. Будто кто-то более рассудочный, чем герои, спустя время переводит или пересказывает, что произошло. Ведь ничего особенного не произошло? Еще шампанского?
Некоторые реплики звучат так же нелепо и чужеродно, как бывает в одноголосых любительских переводах. Иногда реплики кажутся ненужными в сценарии, не продвигающими историю, не соответствующими принятой сценарной модели. Эти реплики царапают слух, вызывают неловкость. Но, вероятно, эта неловкость и нужна для восприятия истории. Пока смотрела, звук вызывал неприятие, но уже через день, в послевкусии, остался только цельный образ фильма.
Сама история незатейлива - люди в клубке любви, нелюбви, неправильной любви. Мы думаем, что любим, думаем, что любимы, а на деле мы только владеем, используем, предвкушаем, переносим на другого человека ожидания и требования, изводим близких и себя. Убиваем ревностью, жалостью, оценками.
В фильме все семейные торжества идут в зале со стеклянным эркером - птичьей клетке. В ней бьются и трепещут райские птицы.
Действие театрально, условно, иногда раздражающе-наигранно, но бьет в цель. Чувствуешь боль от искаженности мира, изломанности отношений. Зачем герои делают это с собой и друг с другом? Почему не отпустят или не примут как есть? Почему не бегут из этого дома?
БГ в одном из интервью ответил про секрет счастья: "Зачем жить не так, если можно жить так". У Литвиновой история о людях, которые не могут найти дорогу к своему "так" из янтарной ловушки времени.
P.S. Казалось бы, причем тут матриархат? Мне кажется, в фильме это метафора долгого женского одиночества.